Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Задачи от Дощинского» №190

В строении всякого текста можно выделить такие три уровня, на которых распола­гаются все особенности его содержания и формы. Это выделение и разделение трёх уровней было предложено в своё время московским формалистом Б.И. Ярхо. Здесь его система пересказывается с некоторыми уточнениями. Попробуем применить её для анализа стихотворения А.С. Пушкина «Снова тучи надо мною».

Итак, первый, верхний уровень – идейно-образный. В нём два подуровня: во-первых, идеи и эмоции (например, идеи: «жизненные бури нужно встречать мужест­венно» <…> «любовь придаёт сил»; а эмоции – «тревога» и «нежность»); во-вторых, образы и мотивы (например, «тучи» – образ, «собралися» – мотив).

Второй уровень, средний, – стилистический. В нём тоже два подуровня: во-первых, лексика, т.е. слова, рассматриваемые порознь (и прежде всего – слова в пе­реносных значениях, «тропы»); во-вторых, синтаксис, т.е. слова, рассматриваемые в их сочетании и расположении.

Третий уровень, нижний, – фонический, звуковой. Это, во-первых, явления сти­ха – метрика, ритмика, рифма, строфика; а во-вторых, явления собственно фоники, звукописи – аллитерации, ассонансы. Как эти подуровни, так и все остальные можно детализировать ещё более дробно.

(По М.Л. Гаспарову)


В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значе­ние выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера от­ветов.

1) СОДЕРЖАНИЕ. Перечень разделов в начале или в конце книги, оглавление. С. в конце книги. 

2) ФОРМАЛИСТ. Последователь формализма – направления в искусстве, эстетике и других гуманитарных науках, придающего первенствующее значение форме, внеш­нему выражению. Писатель-ф. Художник-ф.

3) СРЕДНИЙ. То же, что посредственный: среднего качества, заурядный. С. ученик.

4) РАССМАТРИВАТЬ. Разбирать, обдумывать, обсуждать. Р. вопрос. Тщательно р. все данные.

5) УРОВЕНЬ. Подразделение чего-нибудь целого, получаемое при его расчленении. Уровни языка. Уровни энергии (спец.).

(Взято из сборника Дощинского-2025, 50 вар.)

1) СОДЕРЖАНИЕ. Перечень разделов в начале или в конце книги, оглавление. С. в конце книги. не подходит (в определении говорится о списке тем, которые раскрыты в книге, в тексте же речь о сущности чего-то; подходит значение «Единство всех основных элементов целого, его свойств и связей; смысл, сущность чего-л. Единство формы и содержания»)

2) ФОРМАЛИСТ. Последователь формализма – направления в искусстве, эстетике и других гуманитарных науках, придающего первенствующее значение форме, внешнему выражению. Писатель-ф. Художник-ф. подходит (пример из текста («…было предложено в своё время московским формалистом Б.И. Ярхо») и примеры из определения схожи; речь действительно о приверженце формального метода, формализма)

3) СРЕДНИЙ. То же, что посредственный: среднего качества, заурядный. С. ученик. не подходит (в определении говорится о том, что не является ни хорошим, ни плохим, в тексте же речь о промежуточном положении между первым и третьим уровнями; подходит значение «Находящийся в середине, между двумя крайними точками, величинами; равноудалённый от краёв, концов чего-л. С-ие ряды партера. С. палец»)

4) РАССМАТРИВАТЬ. Разбирать, обдумывать, обсуждать. Р. вопрос. Тщательно р. все данные. подходит (пример из текста («…слова, рассматриваемые порознь…») и примеры из определения схожи; речь действительно об изучении чего-либо)

5) УРОВЕНЬ. Подразделение чего-нибудь целого, получаемое при его расчленении. Уровни языка. Уровни энергии (спец.). подходит (пример из текста («Третий уровень, нижний, – фонический, звуковой») и примеры из определения схожи; речь действительно о подразделении в структуре чего-либо)

Ответ: 245
Оцените статью
Я решу все!