Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Задачи от Дощинского» №188

Аграфия – это грубая дезорганизация письменной речи, приводящая к невозмож­ности реализации акта письма. Сопровождается распадом графического образа звука, грубыми аграмматизмами, неспособностью писать спонтанно, под диктовку или само­стоятельно, списывать текст. Диагностика включает неврологический осмотр, прове­дение инструментальных исследований, нейропсихологического и логопедического тестирования. Коррекция аграфии проводится логопедическими средствами на фоне лекарственной терапии, физиотерапевтического лечения.

Термин «аграфия» ввёл в начале XX в. британский окулист Д. Гиншельвуд, пред­ставивший в качестве примеров случаи расстройства письменной речи у детей с интел­лектуальной нормой. В настоящее время в практической логопедии принято выделять частичное нарушение письма – дисграфию и полную потерю навыка – аграфию. Гру­бое нарушение письма редко бывает изолированным расстройством. Как правило, оно выступает частью симптомокомплекса, включающего распад устной речи – афазию, а также чтения – алексию.

Причиной расстройств письменной речи выступает повреждение определённых об­ластей головного мозга, участвующих в обеспечении акта письма. <…> устной речи, которая формируется по подражанию, письмо развивается позже в процессе обучения. В его осуществлении задействованы речеслуховой, речедвигательный, зрительный, двигательный анализаторы. Письмо реализуется при участии нижнелобной, височной, нижнетеменной, затылочной коры левого полушария головного мозга. Поражение лю­бой из этих областей приводит к выпадению определённого звена письменной опера­ции, и полноценное письмо становится невозможным.

(Медицинский справочник болезней)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.

1) Текст насыщен терминологической лексикой (списывать, британский, случаи, при­чиной, невозможным).

2) Характерные признаки книжной речи, проявляющиеся в тексте, – это конструкции с нанизыванием родительных падежей (реализации акта письма; графического об­раза звука; расстройств письменной речи), использование отглагольных существи­тельных, в том числе образованных с помощью нулевого суффикса (бессуффиксным способом) (письма, распадом, осмотр, потерю), производных предлогов (на фоне, в качестве, в процессе).

3) В тексте отсутствуют личные местоимения 1-го и 2-го лица единственного числа, по­скольку предъявляемая информация носит предельно обобщённо-отвлечённый ха­рактер.

4) Основной функционально-смысловой тип речи текста – повествование, а для изо­бражения последовательной смены явлений действительности употребляются глаго­лы в форме несовершенного вида настоящего времени (выступает, формируется, развивается, реализуется, приводит).

5) Текст относится к официально-деловому стилю, так как основные задачи автора – сообщить официальную информацию, дать чёткую инструкцию по исправлению рас­стройств письменной речи.

(Взято из сборника Дощинского-2025, 50 вар.)

Аграфия – это грубая дезорганизация письменной речи, приводящая к невозмож­ности реализации акта письма. Сопровождается распадом графического образа звука, грубыми аграмматизмами, неспособностью писать спонтанно, под диктовку или само­стоятельно, списывать текст. Диагностика включает неврологический осмотр, прове­дение инструментальных исследований, нейропсихологического и логопедического тестирования. Коррекция аграфии проводится логопедическими средствами на фоне лекарственной терапии, физиотерапевтического лечения.

Термин «аграфия» ввёл в начале XX в. британский окулист Д. Гиншельвуд, пред­ставивший в качестве примеров случаи расстройства письменной речи у детей с интел­лектуальной нормой. В настоящее время в практической логопедии принято выделять частичное нарушение письма – дисграфию и полную потерю навыка – аграфию. Гру­бое нарушение письма редко бывает изолированным расстройством. Как правило, оно выступает частью симптомокомплекса, включающего распад устной речи – афазию, а также чтения – алексию.

Причиной расстройств письменной речи выступает повреждение определённых об­ластей головного мозга, участвующих в обеспечении акта письма. <…> устной речи, которая формируется по подражанию, письмо развивается позже в процессе обучения. В его осуществлении задействованы речеслуховой, речедвигательный, зрительный, двигательный анализаторы. Письмо реализуется при участии нижнелобной, височной, нижнетеменной, затылочной коры левого полушария головного мозга. Поражение лю­бой из этих областей приводит к выпадению определённого звена письменной опера­ции, и полноценное письмо становится невозможным.

1) Текст насыщен терминологической лексикой (списывать, британский, случаи, причиной, невозможным). в утверждении содержится неверная характеристика текста (текст действительно насыщен терминами, но представленные в скобках примеры относятся к общеупотребительной лексике; высказывание было бы верным, если бы в качестве примера приводились, например, следующие слова: аграфия, афазия, алексия)

2) Характерные признаки книжной речи, проявляющиеся в тексте, – это конструкции с нанизыванием родительных падежей (реализации акта письма; графического образа звука; расстройств письменной речи), использование отглагольных существительных, в том числе образованных с помощью нулевого суффикса (бессуффиксным способом) (письма, распадом, осмотр, потерю), производных предлогов (на фоне, в качестве, в процессе). в утверждении содержится верная характеристика текста (действительно, использование данных грамматических форм является характерным для книжной речи, поэтому их наличие в тексте закономерно и логично; приведённые примеры соответствуют указанным характеристикам: так, мы видим несколько одинаковых падежных форм, которые расположены цепочкой ((чего?) реализации (чего?) акта (чего? какого?) письма – Р.п.); указанные отглагольные существительные образованы с помощью нулевой суффиксации (происходит усечение производящей основы (отсекается глагольный суффикс): осмотрØ□осмотр/е-ть, потер-Ø-я потер/я-ть и т.д.); приведённые предлоги (служебные члены предложения) являются производными, так как образованы от слов другой части речи (в данном случае – от соответствующих существительных «фон», «качество», «процесс»))

3) В тексте отсутствуют личные местоимения 1-го и 2-го лица единственного числа, поскольку предъявляемая информация носит предельно обобщённо-отвлечённый характер. в утверждении содержится верная характеристика текста (безличность, обобщённость, отвлечённость характерны для текстов научного стиля; местоимения 1-го и 2-го лица действительно не используются – это обусловлено ещё и тем, что одно из требований научных текстов – объективность, а указанные формы, напротив, позволяют выразить мнение конкретного автора)

4) Основной функционально-смысловой тип речи текста – повествование, а для изображения последовательной смены явлений действительности употребляются глаголы в форме несовершенного вида настоящего времени (выступает, формируется, развивается, реализуется, приводит). в утверждении содержится неверная характеристика текста (нельзя сказать, что в тексте преобладает повествование, потому что автор раскрывает суть понятия «аграфия», а не представляет перед читателем «фильм» –  не изображает последовательную смену явлений действительности; глаголы в форме несовершенного вида настоящего времени используются, они в данном случае служат для более точной передачи научных фактов)

5) Текст относится к официально-деловому стилю, так как основные задачи автора – сообщить официальную информацию, дать чёткую инструкцию по исправлению расстройств письменной речи. в утверждении содержится неверная характеристика текста (текст относится к научному стилю, так как цель автора – сформировать у читателя объективное представление об аграфии и рассказать об этом заболевании с медицинской точки зрения)

Ответ: 23
Оцените статью
Я решу все!