Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Задачи от Дощинского» №187

Аграфия – это грубая дезорганизация письменной речи, приводящая к невозмож­ности реализации акта письма. Сопровождается распадом графического образа звука, грубыми аграмматизмами, неспособностью писать спонтанно, под диктовку или само­стоятельно, списывать текст. Диагностика включает неврологический осмотр, прове­дение инструментальных исследований, нейропсихологического и логопедического тестирования. Коррекция аграфии проводится логопедическими средствами на фоне лекарственной терапии, физиотерапевтического лечения.

Термин «аграфия» ввёл в начале XX в. британский окулист Д. Гиншельвуд, пред­ставивший в качестве примеров случаи расстройства письменной речи у детей с интел­лектуальной нормой. В настоящее время в практической логопедии принято выделять частичное нарушение письма – дисграфию и полную потерю навыка – аграфию. Гру­бое нарушение письма редко бывает изолированным расстройством. Как правило, оно выступает частью симптомокомплекса, включающего распад устной речи – афазию, а также чтения – алексию.

Причиной расстройств письменной речи выступает повреждение определённых об­ластей головного мозга, участвующих в обеспечении акта письма. <…> устной речи, которая формируется по подражанию, письмо развивается позже в процессе обучения. В его осуществлении задействованы речеслуховой, речедвигательный, зрительный, двигательный анализаторы. Письмо реализуется при участии нижнелобной, височной, нижнетеменной, затылочной коры левого полушария головного мозга. Поражение лю­бой из этих областей приводит к выпадению определённого звена письменной опера­ции, и полноценное письмо становится невозможным.

(Медицинский справочник болезней)


В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значе­ние выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера от­ветов.

1) ГРУБЫЙ. Жёсткий, негладкий, шероховатый. Грубая кожа. Грубые руки (загрубе­лые).

2) РАССТРОЙСТВО. Заболевание, нарушающее нормальные функции какого-нибудь органа, деятельность организма. Р. желудка. Нервное р. Р. сознания.

3) ВЫСТУПАТЬ. Выдаваться вперёд. Здание выступает углом в переулок.

4) ФОРМИРОВАТЬСЯ. Слагаться, приобретать законченность. Характер формируется в молодости.

5) КОРА. У древесных растений: наружная многослойная ткань ствола, стебля и корня. Сосновая к. К. берёзы.

(Взято из сборника Дощинского-2025, 50 вар.)

1) ГРУБЫЙ. Жёсткий, негладкий, шероховатый. Грубая кожа. Грубые руки (загрубелые). не подходит (в определении речь о том, что не является гладким на ощупь, в тексте же говорится о существенных неточностях; подходит значение «Нарушающий элементарные правила чего-л.; непозволительный, недопустимый. Г-ая ошибка. Г-ая опечатка»)

2) РАССТРОЙСТВО. Заболевание, нарушающее нормальные функции какого-нибудь органа, деятельность организма. Р. желудка. Нервное р. Р. сознания. подходит (пример из текста («…случаи расстройства письменной речи…») и примеры из определения схожи; речь действительно о каком-либо недуге)

3) ВЫСТУПАТЬ. Выдаваться вперёд. Здание выступает углом в переулок. не подходит (в определении речь о предмете, физически выдающемся вперёд, в тексте же говорится о части, относящейся к чему-либо целому; подходит значение «см. выступить» (= «предстаёт перед всеми, показывает себя как часть целого, какого-то явления»))

4) ФОРМИРОВАТЬСЯ. Слагаться, приобретать законченность. Характер формируется в молодости. подходит (пример из текста («…которая формируется по подражанию…») и пример из определения схожи; речь действительно о становлении чего-либо)

5) КОРА. У древесных растений: наружная многослойная ткань ствола, стебля и корня. Сосновая к. К. берёзы. не подходит (в определении речь о внешней части деревьев, в тексте же говорится об организме человека; подходит значение «Поверхностный слой головного мозга у высших позвоночных животных и человека. Кора головного мозга»)

Ответ: 24
Оцените статью
Я решу все!