Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное построение предложения с косвенной речью
Б) неправильное употребление причастного оборота
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
Д) нарушение в построении предложения с однородными членами
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) С моста сквозь хрустальную воду до крохотных камешков проглядывалось освещённое солнцем песчаное дно.
2) Очень часто он убегал на аэродром и смотрел, как взлетали и как круто уходили в небо самолёты, как вертелись они в воздухе, сверкая на солнце.
3) Встреча с прославленным режиссёром дала возможность обсудить новый фильм и получить ответы на многие вопросы, интересовавшие зрителей.
4) Критик повторяет, что «читайте и перечитывайте классику!»
5) Нависшая туча над высокими вершинами тополей уже сыпала дождиком, и на небе появлялись радужные блики.
6) Всем известно, что столицей XXII Олимпийских игр в 2014 году были Сочи.
7) Почитатели поэта любили и гордились своим знаменитым земляком.
8) Участники литературного кружка громко обсуждали рассказ А. Платонова «Юшка», вовлекая в это всех присутствовавших на мероприятии взрослых.
9) Мы получили отзывы на книги современных писателей, создающих произведения для детей и подростков.
(Взято из сборника Дощинского-2025, 50 вар.)
4) Критик повторяет, что «читайте и перечитывайте классику!» — неправильное построение предложения с косвенной речью (смешение косвенной и прямой речи недопустимо; перед нами косвенная речь, оформленная в виде придаточного предложения с союзом «что» => необходимо заменить глаголы «читайте» и «перечитывайте» (стоят в повелительном наклонении), так как они являются показателями прямой речи, но не могут присутствовать в косвенной, поскольку мысль передана не самим критиком). Верный вариант (косвенная речь): Критик повторяет, что мы должны читать и перечитывать классику.
5) Нависшая туча над высокими вершинами тополей уже сыпала дождиком, и на небе появлялись радужные блики. — неправильное употребление причастного оборота (определяемое слово «туча» разрывает причастный оборот «нависшая над высокими вершинами тополей», оно должно стоять либо перед причастным оборотом, либо после него). Один из верных вариантов: Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком, и на небе появлялись радужные блики.
6) Всем известно, что столицей XXII Олимпийских игр в 2014 году были Сочи. — нарушение связи между подлежащим и сказуемым (Сочи – неизменяемое имя собственное, поэтому сказуемое необходимо согласовывать с родовым понятием, в данном случае – «город» (мужской род, единственное число); в предложении же сказуемое стоит во множественном числе – «были (столицей)»). Верный вариант: Всем известно, что столицей XXII Олимпийских игр в 2014 году был Сочи.
7) Почитатели поэта любили и гордились своим знаменитым земляком. — нарушение в построении предложения с однородными членами («любили» (кого?) своего знаменитого земляка; «гордились» (кем?) своим знаменитым земляком; однородные могут иметь общие зависимые слова только в том случае, если от них можно задать одинаковый вопрос к этим зависимым). Один из верных вариантов: Почитатели поэта любили своего знаменитого земляка и гордились им.
9) Мы получили отзывы на книги современных писателей, создающих произведения для детей и подростков. — неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова (слово «отзыв» требует после себя дополнения в предложном падеже с предлогом «О» (отзыв кого-то О чём-то), это нормативный вариант; управление, представленное в предложении (винительный падеж – отзыв кого-то НА что-то), принято считать разговорным; также обратите внимание на управление слова «рецензия» – наблюдается обратная ситуация: винительный падеж с предлогом НА (рецензия НА что-то) – нормативный вариант, а предложный падеж с предлогом О (рецензия О чём-то) – разговорный; запомнить). Верный вариант: Мы получили отзывы О книгах современных писателей, создающих произведения для детей и подростков.