Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное построение предложения с причастным оборотом
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью
В) нарушение в построении сложноподчинённого предложения
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Какой-то зверёк, маленький и смешной, слабо и жалобно пискнул между камней.
2) Лектор рассказывал то, как влияет процесс охлаждения металла на физические качества материала.
3) Тренирующиеся спортсмены на Алтае, приехав в Москву, поселились в гостинице.
4) Завершая чтение книги, к нему в голову пришла неожиданная мысль.
5) Я поскорей выберусь из оврага и продолжил идти вдоль осинника, забирая влево.
6) Его громадные очертания отделялись, чернея, от синеватой воздушной пустоты.
7) Иван Алексеевич Бунин писал, что «всё проходит, да не всё забывается».
8) Кто-то из великих сказал, что «в кино я наблюдаю за другими, книга позволяет мне самому на время стать другим человеком».
9) То, что охотник принял за рощу, оказалось тёмным и круглым бугром.
(Взято из сборника Дощинского-2025, 50 вар.)
2) Лектор рассказывал то, как влияет процесс охлаждения металла на физические качества материала. — нарушение в построении сложноподчинённого предложения (неоправданное употребление соотносительного слова «то», оно ни на что не указывает, его необходимо исключить; также стоит обратить внимание на управление глагола «рассказать», есть несколько вариантов: рассказать ЧТО-ТО, рассказать О ЧЁМ-ТО, предпочтительным при использовании придаточной части будет вариант «О ТОМ, ЧТО (КАК)»). Верные варианты: Лектор рассказывал, как влияет процесс охлаждения металла на физические качества материала. // Лектор рассказывал о том, как влияет процесс охлаждения металла на физические качества материала.
3) Тренирующиеся спортсмены на Алтае, приехав в Москву, поселились в гостинице. — неправильное построение предложения с причастным оборотом (определяемое слово «спортсмены» разрывает причастный оборот «тренирующиеся на Алтае», оно должно стоять либо перед причастным оборотом, либо после него). Один из верных вариантов: Тренирующиеся на Алтае спортсмены, приехав в Москву, поселились в гостинице.
4) Завершая чтение книги, к нему в голову пришла неожиданная мысль. — неправильное построение предложения с деепричастным оборотом (подлежащее «мысль» не может выполнять добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом «завершая чтение книги»). Один из верных вариантов (без ДО): Когда он завершил чтение книги, к нему в голову пришла неожиданная мысль.
5) Я поскорей выберусь из оврага и продолжил идти вдоль осинника, забирая влево. — нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм («выберусь» – глагол будущего времени; «продолжил (идти)» – глагол прошедшего времени; из-за этого происходит нарушение логики в предложении; однородные сказуемые должны быть согласованы во времени). Один из верных вариантов: Я поскорей выбрался из оврага и продолжил идти вдоль осинника, забирая влево.
8) Кто-то из великих сказал, что «в кино я наблюдаю за другими, книга позволяет мне самому на время стать другим человеком». — неправильное построение предложения с косвенной речью (смешение косвенной и прямой речи недопустимо; перед нами косвенная речь, оформленная в виде придаточного предложения с союзом «что» => местоимения и личные окончания глаголов в цитате должны измениться, чтобы было понятно, кому принадлежат слова, и смысл предложения не искажался). Верный вариант: Кто-то из великих сказал, что в кино наблюдает за другими, книга позволяет ему самому на время стать другим человеком.