Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Задачи от Дощинского» №104

(1)Вот представьте себе ещё одну картину. (2)Опять с концертной эстрады звучит прекрас­ная музыка. (3)А в зале уже нет ни одного свободного места – сотни, может быть, тысячи людей пришли сюда послушать эту музыку. (4)После бурных аккордов пианист на мгновение смолк, потом чуть склонился над клавиатурой, и под его пальцами вдруг родилась тихая и нежная ме­лодия, словно где-то очень далеко запели печальную протяжную песню. (5)Все слушатели даже чуть подались вперёд, боясь упустить хоть бы один звук этой волшебной мелодии…

(6)Впрочем, все ли?..

(7)Что это?.. (8)Кто-то во втором ряду, кажется, перешёптывается со своим соседом… (9)А чуть поодаль кто-то, не успев вовремя прочитать программу, шелестит сейчас её страничками так, что заставляет других отвлечься от музыки и с удивлением повернуться в его сторону… (10)Ну, а это уж совсем никуда не годится: в конце зала кто-то, опоздав к началу концерта и не дождавшись перерыва между номерами, вошёл да ещё хлопнул нечаянно откидным сиденьем кресла!

(11)Не то что три, а один такой «слушатель» способен свести на нет всю красоту самой прекрасной музыки, все усилия самого замечательного исполнителя, способен разрушить вни­мание самых лучших слушателей.

(12)Это так же, как один фальшиво поющий певец или фальшиво играющий музыкант может погубить самый хороший хор, самый лучший оркестр…

(13)Но сидеть на концерте молча и тихо – этого ещё мало. (14)Если ты не шепчешься со своим соседом, не шелестишь программой и не входишь с шумом в зал во время исполнения это ещё не значит, что ты хорошо слушаешь музыку. (15)Ведь молча и тихо можно думать о чём угодно, о любых вещах, не имеющих к музыке никакого отношения.

(16)Право же, если во время исполнения знаменитой «Аппассионаты» Людвига ван Бет­ховена ты будешь разглядывать люстру на потолке и удивляться, как такая большая и тяжёлая штука висит и не падает, или никак не сможешь сосредоточиться на нежнейшей мелодии про­кофьевского вальса из оперы «Война и мир», потому что всё ещё будешь переживать пораже­ние, которое накануне потерпела твоя любимая футбольная команда, ты сам не назовёшь себя хорошим слушателем.

(17)В концертном зале, так же как и в театре, между исполнителями и слушателями ус­танавливаются какие-то невидимые связи, возникают какие-то особые токи, природу которых учёные когда-нибудь обязательно поймут и определят. (18)Не зря ведь иной раз говорят так: «Зал был словно наэлектризован изумительным исполнением этой музыки!..» (19)А от испол­нителей можно такие слова услышать: «Я играл сегодня лучше, чем обычно, – уж очень хоро­шая была публика!..»

(20)А вот равнодушие слушателей, примеры которого я только что приводил, любой ис­полнитель, любой артист чувствует всегда очень остро. (21)Чем больше в зале таких равнодуш­ных, невнимательных слушателей, тем труднее становится исполнителю играть, петь или ди­рижировать, тем хуже он начинает это делать, тем хуже начинает казаться и сама музыка. (22)Тут уж никакие связи не установятся, никакие токи не возникнут!

(По Д.Б. Кабалевскому*)

* Дмитрий Борисович Кабалевский (1904-1987) – классик советской музыки, выдаю­щийся просветитель и педагог.


Среди предложений 17-22 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза, однокоренных слов и форм(ы) слов(а). Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

(Взято из сборника Дощинского 2025 года, вариант 13)

Нужно найти предложение, связанное с предыдущим при помощи сочинительного союза, однокоренных слов и форм(ы) слов(а).

Союз – служебная часть речи, которая используется для связи однородных членов предложения между собой, частей сложного предложения (если речь идёт о сочинительном союзе, то связывать он может части сложносочинённого предложения) и самостоятельных предложений в тексте. 

Однокоренные слова – слова разных частей речи, которые объединяет смысловой корень. Однокоренные слова также могут относиться к одной части речи, тогда у них будут разные приставки и суффиксы.

Формы слова варианты одного и того же слова, которые отличаются грамматическими значениями (у существительных меняется падеж или число; у прилагательных – род, число или падеж; у глагола – время, число, лицо или род; местоимение меняется в зависимости от того, какую часть речи заменяет).

(17)В концертном зале, так же как и в театре, между исполнителями и слушателями ус­танавливаются какие-то невидимые связи, возникают какие-то особые токи, природу которых учёные когда-нибудь обязательно поймут и определят. (18)Не зря ведь иной раз говорят так: «Зал был словно наэлектризован изумительным исполнением этой музыки!..» (19)А от испол­нителей можно такие слова услышать: «Я играл сегодня лучше, чем обычно, – уж очень хоро­шая была публика!..»

(20)А вот равнодушие слушателей, примеры которого я только что приводил, любой ис­полнитель, любой артист чувствует всегда очень остро. (21)Чем больше в зале таких равнодуш­ных, невнимательных слушателей, тем труднее становится исполнителю играть, петь или ди­рижировать, тем хуже он начинает это делать, тем хуже начинает казаться и сама музыка. (22)Тут уж никакие связи не установятся, никакие токи не возникнут!

В предложенном отрывке есть только одно предложение, связанное с предыдущим при помощи указанных в задании средств. Предложение 20 начинается с сочинительного противительного союза «а».

Кроме того, в нём присутствует слово «слушателей» (корень – -СЛУШ-; суффиксы – -А- и -ТЕЛЬ-), являющееся однокоренным слову «услышать» (корень – -СЛЫШ-; приставка – -У-; суффикс – -А-), которое использовано в предложении 19.

Помимо вышеперечисленных средств, в предложении 20 есть слово «исполнитель» (именительный падеж, единственное число), форма этого слова есть в предложении 19 («исполнителей» – родительный падеж, множественное число).

Обратите внимание: предложение 19 начинается с сочинительного противительного союза «а». В предложении 21 есть прилагательное «равнодушных», являющееся однокоренным существительному «равнодушие» из предложения 20, а также существительное «исполнителю» (дательный падеж), которое является формой существительного «исполнитель» (именительный падеж) из предложения 20. Однако в ответ идут только те предложения, которые содержат все указанные в задании средства связи.

Ответ: 20
Оцените статью
Я решу все!