(1)Вот представьте себе ещё одну картину. (2)Опять с концертной эстрады звучит прекрасная музыка. (3)А в зале уже нет ни одного свободного места – сотни, может быть, тысячи людей пришли сюда послушать эту музыку. (4)После бурных аккордов пианист на мгновение смолк, потом чуть склонился над клавиатурой, и под его пальцами вдруг родилась тихая и нежная мелодия, словно где-то очень далеко запели печальную протяжную песню. (5)Все слушатели даже чуть подались вперёд, боясь упустить хоть бы один звук этой волшебной мелодии…
(6)Впрочем, все ли?..
(7)Что это?.. (8)Кто-то во втором ряду, кажется, перешёптывается со своим соседом… (9)А чуть поодаль кто-то, не успев вовремя прочитать программу, шелестит сейчас её страничками так, что заставляет других отвлечься от музыки и с удивлением повернуться в его сторону… (10)Ну, а это уж совсем никуда не годится: в конце зала кто-то, опоздав к началу концерта и не дождавшись перерыва между номерами, вошёл да ещё хлопнул нечаянно откидным сиденьем кресла!
(11)Не то что три, а один такой «слушатель» способен свести на нет всю красоту самой прекрасной музыки, все усилия самого замечательного исполнителя, способен разрушить внимание самых лучших слушателей.
(12)Это так же, как один фальшиво поющий певец или фальшиво играющий музыкант может погубить самый хороший хор, самый лучший оркестр…
(13)Но сидеть на концерте молча и тихо – этого ещё мало. (14)Если ты не шепчешься со своим соседом, не шелестишь программой и не входишь с шумом в зал во время исполнения это ещё не значит, что ты хорошо слушаешь музыку. (15)Ведь молча и тихо можно думать о чём угодно, о любых вещах, не имеющих к музыке никакого отношения.
(16)Право же, если во время исполнения знаменитой «Аппассионаты» Людвига ван Бетховена ты будешь разглядывать люстру на потолке и удивляться, как такая большая и тяжёлая штука висит и не падает, или никак не сможешь сосредоточиться на нежнейшей мелодии прокофьевского вальса из оперы «Война и мир», потому что всё ещё будешь переживать поражение, которое накануне потерпела твоя любимая футбольная команда, ты сам не назовёшь себя хорошим слушателем.
(17)В концертном зале, так же как и в театре, между исполнителями и слушателями устанавливаются какие-то невидимые связи, возникают какие-то особые токи, природу которых учёные когда-нибудь обязательно поймут и определят. (18)Не зря ведь иной раз говорят так: «Зал был словно наэлектризован изумительным исполнением этой музыки!..» (19)А от исполнителей можно такие слова услышать: «Я играл сегодня лучше, чем обычно, – уж очень хорошая была публика!..»
(20)А вот равнодушие слушателей, примеры которого я только что приводил, любой исполнитель, любой артист чувствует всегда очень остро. (21)Чем больше в зале таких равнодушных, невнимательных слушателей, тем труднее становится исполнителю играть, петь или дирижировать, тем хуже он начинает это делать, тем хуже начинает казаться и сама музыка. (22)Тут уж никакие связи не установятся, никакие токи не возникнут!
(По Д.Б. Кабалевскому*)
* Дмитрий Борисович Кабалевский (1904-1987) – классик советской музыки, выдающийся просветитель и педагог.
Среди предложений 17-22 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза, однокоренных слов и форм(ы) слов(а). Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
(Взято из сборника Дощинского 2025 года, вариант 13)
Нужно найти предложение, связанное с предыдущим при помощи сочинительного союза, однокоренных слов и форм(ы) слов(а).
Союз – служебная часть речи, которая используется для связи однородных членов предложения между собой, частей сложного предложения (если речь идёт о сочинительном союзе, то связывать он может части сложносочинённого предложения) и самостоятельных предложений в тексте.
Однокоренные слова – слова разных частей речи, которые объединяет смысловой корень. Однокоренные слова также могут относиться к одной части речи, тогда у них будут разные приставки и суффиксы.
Формы слова – варианты одного и того же слова, которые отличаются грамматическими значениями (у существительных меняется падеж или число; у прилагательных – род, число или падеж; у глагола – время, число, лицо или род; местоимение меняется в зависимости от того, какую часть речи заменяет).
(17)В концертном зале, так же как и в театре, между исполнителями и слушателями устанавливаются какие-то невидимые связи, возникают какие-то особые токи, природу которых учёные когда-нибудь обязательно поймут и определят. (18)Не зря ведь иной раз говорят так: «Зал был словно наэлектризован изумительным исполнением этой музыки!..» (19)А от исполнителей можно такие слова услышать: «Я играл сегодня лучше, чем обычно, – уж очень хорошая была публика!..»
(20)А вот равнодушие слушателей, примеры которого я только что приводил, любой исполнитель, любой артист чувствует всегда очень остро. (21)Чем больше в зале таких равнодушных, невнимательных слушателей, тем труднее становится исполнителю играть, петь или дирижировать, тем хуже он начинает это делать, тем хуже начинает казаться и сама музыка. (22)Тут уж никакие связи не установятся, никакие токи не возникнут!
В предложенном отрывке есть только одно предложение, связанное с предыдущим при помощи указанных в задании средств. Предложение 20 начинается с сочинительного противительного союза «а».
Кроме того, в нём присутствует слово «слушателей» (корень – -СЛУШ-; суффиксы – -А- и -ТЕЛЬ-), являющееся однокоренным слову «услышать» (корень – -СЛЫШ-; приставка – -У-; суффикс – -А-), которое использовано в предложении 19.
Помимо вышеперечисленных средств, в предложении 20 есть слово «исполнитель» (именительный падеж, единственное число), форма этого слова есть в предложении 19 («исполнителей» – родительный падеж, множественное число).
Обратите внимание: предложение 19 начинается с сочинительного противительного союза «а». В предложении 21 есть прилагательное «равнодушных», являющееся однокоренным существительному «равнодушие» из предложения 20, а также существительное «исполнителю» (дательный падеж), которое является формой существительного «исполнитель» (именительный падеж) из предложения 20. Однако в ответ идут только те предложения, которые содержат все указанные в задании средства связи.