Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Реальный ЕГЭ» №10

(1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2)Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

(7)Через полчаса старшина вернулся.

— (8)Ребята! — объявил он вдохновенно. — (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! — (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

(13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

(17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

(21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова – так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если б можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

(25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

–– (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

(31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

–– (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

(35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

(37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

–– (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

(39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

–– (41)Да что с ним разговаривать!

(42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся.

(44)А парень просто поправил на голове пилотку.

–– (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

(48)И неожиданно я увидел, что окружавшие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

(50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первым на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считал это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

(55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

(По В.Ф. Тендрякову*)

* Владимир Федорович Тендряков (1923-1984) – русский советский писатель, прозаик, сценарист.


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«Основное синтаксическое средство, которое использует автор на протяжении всего текста, – (А)_________ (например, в предложениях 20, 24, 41). Лексическое средство – (Б)_________ («тащился» в предложении 14, «идиот» в предложении 17), троп – (В)_________ («два свинцово-тяжёлых сухаря» в предложении 3, «тёмные лица» в предложении 26, «изрытые морщинами щёки» в предложении 37) и приём – (Г)_________ (в предложениях 19-20) делают текст эмоционально напряжённым».

Список терминов:

1) лексический повтор

2) восклицательные предложения

3) эпитеты

4) ряды однородных членов предложения

5) фразеологизм

6) метафора

7) цитирование

8) олицетворение

9) разговорная лексика

(Взято из реального ЕГЭ-2018)

«Основное синтаксическое средство, которое использует автор на протяжении всего текста, (А)_________ (например, в предложениях 20, 24, 41). Лексическое средство – (Б)_________ («тащился» в предложении 14, «идиот» в предложении 17), троп – (В)_________ («два свинцово-тяжёлых сухаря» в предложении 3, «тёмные лица» в предложении 26, «изрытые морщинами щёки» в предложении 37) и приём – (Г)_________ (в предложениях 19-20) делают текст эмоционально напряжённым».

Список терминов:

1) лексический повтор – приём

2) восклицательные предложения – синтаксическое средство

3) эпитеты – троп

4) ряды однородных членов предложения – синтаксическое средство

5) фразеологизм – лексическое средство

6) метафора – троп

7) цитирование – приём

8) олицетворение – троп

9) разговорная лексика – лексическое средство

РЕШЕНИЕ:

А – синтаксическое средство; в конце указанных предложений стоят восклицательные знаки => (2) восклицательные предложения

«(20)Как и я!»

«(24)Ох, если б можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!»

«(41)Да что с ним разговаривать!»

Б – лексическое средство; «тащился», «идиот» – слова сниженного стиля; они используются в основном только в неформальной устной речи и в литературе для оформления разговоров => (9) разговорная лексика 

«(14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой».

«(17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки».

В – троп; в этих предложениях использованы яркие, эмоциональные определения => (3) эпитеты

«(3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода».

«(26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи».

«(37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы».

Г – приём; в предложениях 19-20 повторяется сочетание слов «как и я» => (1) лексический повтор

«(19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!»

Ответ: 2931
Оцените статью
Я решу все!