Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Реальный ЕГЭ» №10

(1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?»

(3)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом одни проблемы и пустота. (6)Часто такие формальные связи хуже одиночества.

(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло.

(9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.

(12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они две колонны, поддерживающие крышу одного храма.

(По Е. Сикирич*)

* Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) современный публицист, философ, психолог, общественный деятель.


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«Автор заставляет читателя задуматься о важных для каждого человека понятиях. С этой целью уже в первом абзаце он использует (А)_________ («разъединяет» – «объединяет»). Синтаксическое средство – (Б)_________ (в предложениях 4, 13), троп – (В)_________ («они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма» в предложении 16) и лексическое средство – (Г)_________ («делать первый шаг» в предложении 9) помогают автору выразить своё отношение к сущности рассматриваемых понятий».

Список терминов:

1) фразеологизм

2) литота

3) ряды однородных членов

4) ирония

5) метафора

6) антонимы

7) синтаксический параллелизм

8) экспрессивный повтор

9) восклицательные предложения

(Взято из реального ЕГЭ-2013, банк ФИПИ)

«Автор заставляет читателя задуматься о важных для каждого человека понятиях. С этой целью уже в первом абзаце он использует (А)_________ («разъединяет» – «объединяет»). Синтаксическое средство – (Б)_________ (в предложениях 4, 13), троп – (В)_________ («они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма» в предложении 16) и лексическое средство – (Г)_________ («делать первый шаг» в предложении 9) помогают автору выразить своё отношение к сущности рассматриваемых понятий».

Список терминов:

1) фразеологизм – лексическое средство 

2) литота – троп

3) ряды однородных членов – синтаксическое средство

4) ирония – троп

5) метафора – троп

6) антонимы – лексическое средство 

7) синтаксический параллелизм – приём

8) экспрессивный повтор – приём 

9) восклицательные предложения – синтаксическое средство

РЕШЕНИЕ:

(А) – Слова «объединяет-разъединяет».

В данном отрывке автор использует лексическое средство выразительности: перед нами слова одной части речи, разные по написанию и звучанию («объединяет-разъединяет»); эти слова имеют противоположное значение => (6) антонимы.

(Б) – синтаксическое средство. 

«(4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения». 

«(13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть».

В предложении 4 представлены однородные подлежащие, в предложении 13 – однородные дополнения => (3) ряды однородных членов.

(В) – троп. 

«(16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они две колонны, поддерживающие крышу одного храма».

В предложении 16 автор использует скрытое сравнение, переносит свойства одного предмета или явления на другой на основании общих признаков; автор сопоставляет отношения с храмом, а людей – с колоннами => (5) метафора. 

(Г) – лексическое средство. 

«(9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства».

В предложении 9 использовано сочетание слов, которое устоялось в речи и имеет переносное значение; его можно заменить одним словом – «начинать» => (1) фразеологизм.

Ответ: 6351
Оцените статью
Я решу все!