Сложный термин «современный русский литературный язык» включает четыре понятия. Ограничимся кратчайшей характеристикой трёх из них: «язык» – совокупность средств речевого взаимодействия людей; «русский язык» – национальный язык русских; «современный русский язык» – от Пушкина до наших дней, в более строгих рамках – язык живущих поколений, в первую очередь язык послевоенного времени.
Рассмотрим понятие «литературный язык». Единый в своей основе, русский язык распадается на множество речевых вариантов, <…> обусловлены возрастом говорящих, их социальным происхождением и положением, уровнем образования, местом, где они живут, и т. д.
Среди всех разновидностей современного русского языка выделяется литературный язык – тип речи, который исторически сложился на базе русской письменности, литературы. Это язык литературы и искусства, науки, государственных учреждений, школы, печати, радио и телевидения. Как средство общения в масштабе нации, государства литературный язык противостоит, с одной стороны, диалектам (особенностям местных, территориально ограниченных говоров), с другой – жаргонам (особенностям речи узких социальных прослоек и групп).
Литературный язык – язык нормированный, в своем употреблении он всегда подчинён исторически сложившимся и закреплённым в сознании людей нормам, правилам. Эти правила охватывают все уровни языка. Лексические нормы определяют возможности использования того или иного слова. Грамматические нормы указывают литературные формы слов, словосочетаний, предложений. Орфоэпия определяет правильность произношения. Наконец, правописные нормы обеспечивают единообразные написания слов и расстановку знаков препинания. Понятие литературной нормы всегда связано с выбором нужного слова, нужной формы из сосуществующих в языке вариантов.
(По Л.В. Рахманину)
Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это местоимение.
Необходимо подобрать относительное местоимение. Чтобы успешно справиться с заданием, нужно выучить классификацию частей речи. По контексту мы понимаем, что требуется вставить местоимение, которое будет связывать части сложноподчиненного предложения, выступит союзным словом в придаточном определительном. По смыслу и грамматически подойдут несколько местоимений – «которые», «что»: «…на множество речевых вариантов (каких?), КОТОРЫЕ (предпочтительный вариант) / ЧТО обусловлены возрастом говорящих…»
- КОТОРЫЕ
- ЧТО