Роман – эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности, на процессе становления и развития её характера и самоосознания. Начиная с Г. Филдинга и особенно с Гегеля и О. де Бальзака, а в России – с В.Г. Белинского, роман определяют как эпос частной жизни; он не просто изображает частную жизнь, что делали «низкие» жанры до него (фарсы, комедии и т.п.), но осваивает её как эпопея, т.е. открывая в ней общий смысл, тотальное отношение человека и мира.
Оставаясь по преимуществу «изображением чувств, страстей и событий частной и внутренней жизни людей» (В.Г. Белинский), роман представляет индивидуальную и общественную жизнь как относительно самостоятельные, не исчерпывающие и не поглощающие друг друга, хотя и взаимосвязанные стихии, и в этом состоит определяющая особенность содержания романа.
В романе «человек до конца невоплотим в существующую социально-историческую плоть» (М.М. Бахтин). «Одной из основных внутренних тем романа является <…> тема неадекватности герою его судьбы и его положения. Человек или больше своей судьбы, или меньше своей человечности. Он не может стать весь и до конца чиновником, помещиком, купцом, женихом, ревнивцем, отцом и т.п., в нём всегда остаются нереализованные потенции и неосуществлённые требования… Нет форм, которые могли бы до конца воплотить все его человеческие возможности и требования…»
(По И.С. Брагинскому)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Объективность изложения проявляется в использовании абстрактной лексики (судьбе, становления, развития, самосознания, отношение, изображением), а также глаголов настоящего времени во вневременном, обобщённом значении (определяют, изображает, осваивает, представляет, состоит).
2) Усложнённость синтаксиса текста (использование осложнённых простых предложений, сложных предложений с разными видами связей) определяется необходимостью точно и полно раскрыть сложное научное понятие.
3) Наряду с терминами (эпос, фарсы, комедии, эпопея) в тексте встречаются эпитеты («эпическое произведение», «частной жизни», «общественную жизнь», «человеческие возможности»).
4) Использование метафор (открывая… смысл, социально-историческую плоть) позволяет передать авторское отношение к описываемому явлению, что характерно для официально-делового стиля.
5) Текст относится к научному стилю, так как цель – передать научную информацию, описав существенные признаки романа.