С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.
Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а <…> чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это наш язык.
Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно-сложная Вселенная. Через слово он впервые узнаёт о том, чего еще не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза.
Прежде чем сесть за рабочий стол и вывести первую строчку первой страницы, каждый автор долго обдумывает её содержание. Помните, как широко шагал по московским тротуарам Маяковский, то вслух, то про себя бормоча слова ещё не созданных будущих стихов? Видели, как исчирканы, как испещрены поправками – в поисках самого верного слова – бессмертные страницы черновиков Льва Толстого или Пушкина?
А с другой страницы, и вы сами, прочтя взволновавшую вас новую книгу, закроете её и откинетесь в задумчивости; вы начнёте мысленно повторять поразившие вас рассуждения, размышлять над тем, что только что узнали.
И вы, и я, и каждый из нас – все мы постоянно думаем.
А можно ли думать без слов?
Всё, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство – жизнь.
(По Л.В. Успенскому)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Текст рассчитан на широкую аудиторию и написан понятным, доступным языком: в тексте преобладает общеупотребительная лексика, между тем встречаются вкрапления разговорной и просторечной лексики («шагает в институт», «исчирканы… страницы»).
2) Использование метафор (целое море слов, шумный океан речи) и эпитетов («чистый слух», «бессмертные страницы») способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемых явлений.
3) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора – сообщить информацию, точно и полно объяснить факты окружающей действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности.
4) Выразительность текста обеспечивается использованием синтаксических средств, среди которых – простые и сложные предложения, однородные и обособленные члены предложения, вставные конструкции и вопросительные предложения.
5) В двух последних предложениях текста раскрывается, поясняется тезис, сформулированный в первом (1) предложении последнего абзаца.
3) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора – сообщить информацию, точно и полно объяснить факты окружающей действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности. — в утверждении содержится неверная характеристика текста (текст не относится к научному стилю, так как в нем ярко показана позиция автора с помощью выразительных средств языка, отсутствует терминология и объективная доказательная база)