Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Общее» №888

Совершенно очевидно, что одной из составляющих коммуникативной компетенции развитой языковой личности являются не только знания и умения, необходимые для построения правильной речи (речи без нарушений литературно-языковых норм), но и знания и умения, позволяющие создавать речь выразительную (т.е. речь, способную воздействовать определённым образом на слушателя или читателя). Между тем если вопросы правильной (нормативной) речи достаточно подробно освещены в учебной литературе, толковых и других словарях и справочниках, то этого никак нельзя сказать о проблемах выразительной речи.

Сведения о выразительных средствах русского литературного языка представлены в очень небольшом количестве словарей и справочников. Однако перечисленные словари и справочники, будучи весьма ценными пособиями, тем не менее представляют выразительные средства русского языка (прежде всего – стилистические фигуры и тропы) в достаточно ограниченном наборе, а иллюстративный материал (который присутствует не всегда) берется в основном <…> из художественной литературы (преимущественно из поэзии). Поэтому создание справочного пособия, в котором толкуемые явления и соответствующие им термины были бы представлены с возможно большей полнотой, охарактеризованы адекватно современному состоянию теории и продемонстрированы в их реальном функционировании, было основной идеей авторов данного словаря. 

При написании словарных статей, посвящённых выразительным средствам русского языка, речи, авторы старались придерживаться следующей композиционной схемы:

— заголовочное слово (термин);

— дефиниция соответствующего понятия;

— характеристика функционирования данного выразительного средства;

— библиография (основная литература).

 (По А.П. Сковородникову)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (стилистические фигуры, тропы, дефиниция и др.).

2) Использование тропов и лексических средств выразительности: эпитетов («иллюстративный материал», «в их реальном функционировании»), метафор (представлены с возможно большей полнотой, старались придерживаться следующей композиционной схемы), фразеологизмов (этого никак нельзя сказать о…, было основной целью) – способствует эмоциональности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемых явлений.

3) С помощью рубрикации в последнем предложении текста изложена композиционная схема, которой придерживались авторы словарных статей, посвященных выразительным средствам русского языка.

4) Выразительность текста обеспечивается приёмами, среди которых – парцелляция, анафора, вопросно-ответная форма изложения.

5) Текст относится к научному стилю, так как основные цели автора – научно обосновать значимость появления словаря-справочника, в котором с возможно большей полнотой были бы представлены выразительные средства русского литературного языка.

2) Использование тропов и лексических средств выразительности: эпитетов («иллюстративный материал», «в их реальном функционировании»), метафор (представлены с возможно большей полнотой, старались придерживаться следующей композиционной схемы), фразеологизмов (этого никак нельзя сказать о…, было основной целью) – способствует эмоциональности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемых явлений. — в утверждении содержится неверная характеристика текста (приведенные примеры нельзя отнести к средствам выразительности, так как они не добавляют тексту образности и красоты, они представляют собой выражения, состоящие из слов с прямым значением)

4) Выразительность текста обеспечивается приёмами, среди которых – парцелляция, анафора, вопросно-ответная форма изложения. — в утверждении содержится неверная характеристика текста (данные приемы в тексте отсутствуют, текст научного стиля не подразумевает их исользования)

Ответ: 135
Оцените статью
Я решу все!