Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Общее» №823

— (1)Что из него будет, кем вырастет? — спрашиваем мы себя с беспокойством. (2)Хотим, чтобы дети были лучше нас. (3)Грезится нам совершенный человек будущего. (4)Надо бдитель­но ловить себя на лжи, клеймя одетый в красивые слова эгоизм. (5)Будто самоотречение, а по существу – грубое мошенничество. (6)Мы объяснились с собой и примирились, простили себя и освободили от обязанности исправляться. (7)Не позволяем критиковать нас детям и не кон­тролируем себя сами. (8)Отпустили себе грехи и отказались от борьбы с собой, взвалив эту тя­жесть на детей. (9)Воспитатель поспешно осваивает особые права взрослых: смотреть не за со­бой, а за детьми, регистрировать не свои, а детские вины. (10)А вина ребёнка – это всё, что ме­тит в наш покой, в самолюбие и удобство, восстанавливает против себя и сердит, бьёт по при­вычкам, поглощает время и мысли. (11)Мы не признаём упущений без злой воли. (12)Ребёнок не знает, не расслышал, не понял, прослушал, ошибся, не сумел, не может – всё это «его ви­на». (13)Невезение или плохое самочувствие, каждая трудность – это вина и злая воля. (14)Недостаточно быстро или слишком быстро и потому недостаточно исправно выполненная работа – вина: небрежность, лень, рассеянность, нежелание работать. (15)Невыполнение ос­корбительного и невыполнимого требования – вина. (16)И наше поспешное злое подозрение – тоже его вина. (17)Вина ребёнка – наши страхи и подозрения и даже его старание исправиться: «Вот видишь, когда ты хочешь, ты можешь».

(18)Мы всегда найдём, в чём упрекнуть, и алчно требуем всё больше и больше. (19)Уступаем ли мы тактично, избегаем ли ненужных трений, облегчаем ли совместную жизнь? (20)Не мы ли сами упрямы, привередливы, задиристы и капризны? (21)Ребёнок привлекает наше внимание, когда мешает и вносит смуту; мы замечаем и помним только эти мо­менты. (22)И не видим, когда он спокоен, серьёзен, сосредоточен. (23)Недооцениваем без­грешные минуты беседы с собой, миром, Богом. (24)Ребёнок вынужден скрывать свою тоску и внутренние порывы от насмешек и резких замечаний; утаивает желание объясниться, не вы­скажет и решения исправиться. (25)Не бросит проницательного взгляда, затаит в себе удив­ление, тревогу, скорбь, гнев, бунт. (26)Мы хотим, чтобы он подпрыгивал и хлопал в ладо­ши – он и показывает ухмыляющееся лицо шута. (27)Громко говорят о себе плохие поступки и плохие дети, заглушая шёпот добра, но добра в тысячу раз больше, чем зла. (28)Добро силь­но и несокрушимо. (29)Неправда, что легче испортить, чем исправить. (30)Мы тренируем своё внимание и изобретательность в высматривании зла, в расследовании, в вынюхивании, в вы­слеживании, в преследовании, в ловле с поличным, в дурных предвидениях и в оскорбитель­ных подозрениях.

(31)Один из мальчиков хлопнул дверью, одна постель плохо постлана, одно пальто запро­пало, одна клякса в тетрадке. (32)Если мы и не отчитываем, то уж, во всяком случае, ворчим, вместо того чтобы радоваться, что лишь один, одна, одно. (33)Мы слышим жалобы и споры, но насколько больше прощений, уступок, помощи, заботы, услуг, уроков, глубоких и красивых влияний! (34)Даже задиры и злюки заставляют не только лить слёзы, но и расцветать улыбки. (35)Ленивые, мы хотим, чтобы никто и никогда, чтобы из десяти тысяч секунд школьного дня (сосчитай) не было ни одной трудной. (36)Почему ребёнок для одного воспитателя плох, а для другого хорош?

(37)Скитается по белу свету бездомная Золушка – чувство. (38)А ведь именно дети – князья чувств, поэты и мыслители. (39)Уважайте, если не почитайте, чистое, ясное, непороч­ное святое детство!

(По Я. Корчаку*)

* Януш Корчак (1878-1942) – выдающийся польский педагог-гуманист, писатель, врач, радиоведущий.


Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Как надо относиться к правам ребёнка?».

Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.

Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.)

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

(Формулировка взята из сборника Дощинского-2025, 50 вар.)

Решением к этому заданию является пример сочинения. Когда ДЗ будет закрыто для сдачи, сочинение будет добавлено в виде PDF.

Ответ:
Оцените статью
Я решу все!