Доктор тщательно осматривал пациента средних лет, истощенного продолжительной, тяжелой болезнью. Приговор ясно был виден в плотно сжатых губах доктора, но он, как добросовестный лжец, терпеливо и аккуратно производил исследование: щупал, выстукивал, смотрел веки, оттягивал кожу рук и, наконец окончательно убедился, что больной безнадёжен. Это привело его в лёгкое раздражение; как медик, он мог теперь только лгать, прописывая ненужные дорогие лекарства, не смея и не имея права сказать прямо: позовите нотариуса.
На него смотрели всегда как на человека, обязанного вылечить. Наука, которая воспитала его и, вручив докторский диплом, оставила беспомощным в пяти случаях из десяти, создавалась веками трудов, ошибок, исканий и дерзновений, ореол человеческого разума окружал её, и было обидно и тяжело сказать запросто: «Бросьте лечиться, идите домой и проводите последние дни жизни так хорошо, как только можете». Больной стонал, охал, жаловался и дрожащим, хриплым голосом просил здоровья. Сосредоточенное, серьезное лицо доктора, с крутыми дугами бровей, металлическим блеском глаз и квадратным, выбритым подбородком, казалось, тщательно хранило секрет спасения, <…> стоило обещать много денег – и этот, ретиво охраняемый, секрет доктора снова превратит этот скелет в здоровое тело. Но у доктора никакого секрета не было.
(по рассказу А.Грина «Маньяк»)
1. Основной функционально-смысловой тип речи данного текста – описание.
2. Использование метафор (приговор ясно был виден в плотно сжатых губах доктора); эпитетов (легкое раздражение, металлический блеск глаз), сравнения (как добросовестный лжец) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемых явлений.
3. Текст имеет грамматические особенности, характерные только для разговорной речи: разговорная лексика (охал, стонал, запросто), нарушение порядка слов (никакого секрета не было).
4. Выразительность текста обеспечивается такими синтаксическими средствами как ряды однородных членов предложения, цитирование.
5. Текст относится к научному стилю речи, основная цель автора — сообщить информацию, имеющую практическое значение, показать особенности работы врача.