Доктор тщательно осматривал пациента средних лет, истощенного продолжительной, тяжелой болезнью. Приговор ясно был виден в плотно сжатых губах доктора, но он, как добросовестный лжец, терпеливо и аккуратно производил исследование: щупал, выстукивал, смотрел веки, оттягивал кожу рук и, наконец окончательно убедился, что больной безнадёжен. Это привело его в лёгкое раздражение; как медик, он мог теперь только лгать, прописывая ненужные дорогие лекарства, не смея и не имея права сказать прямо: позовите нотариуса.
На него смотрели всегда как на человека, обязанного вылечить. Наука, которая воспитала его и, вручив докторский диплом, оставила беспомощным в пяти случаях из десяти, создавалась веками трудов, ошибок, исканий и дерзновений, ореол человеческого разума окружал её, и было обидно и тяжело сказать запросто: «Бросьте лечиться, идите домой и проводите последние дни жизни так хорошо, как только можете». Больной стонал, охал, жаловался и дрожащим, хриплым голосом просил здоровья. Сосредоточенное, серьезное лицо доктора, с крутыми дугами бровей, металлическим блеском глаз и квадратным, выбритым подбородком, казалось, тщательно хранило секрет спасения, <…> стоило обещать много денег – и этот, ретиво охраняемый, секрет доктора снова превратит этот скелет в здоровое тело. Но у доктора никакого секрета не было.
(по рассказу А.Грина «Маньяк»)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1. Доктор. Высшая учёная степень, а также лицо, которому присуждена эта степень. Доктор технических наук.
2. Раздражение. Чувство острого недовольства, досады, злости. Я знаю, все это вы говорите в раздражении.
3. Право. Возможность действовать, поступать к.-н. образом. Право контроля. Иметь право на что-либо.
4. Бросить. Выпустив из рук, заставить полететь и упасть. Бросить гранату. Бросить мяч.
5. Жизнь. Реальная действительность. Провести решение в жизнь.