(1)Нередко в близком человеке – сыне, дочери, муже, жене – вдруг обнаруживается интерес, о котором мы раньше не подозревали, склонность к занятиям, для нас неожиданная. (2)Эти интерес и склонность требуют времени, случается, отвлекают от того, что домашним кажется более важным и разумным. (3)Увлеченные не всегда могут объяснить, зачем им это надо, что им это даёт. (4)А иногда их объяснения не удовлетворяют. (5)Не всегда у нас хватает благоразумия и такта, чтобы сказать себе: я этого не понимаю, но постараюсь понять. (6)Не стану спешить с осуждением.
(7)Пришлось мне отвечать однажды на письмо молодой радиослушательницы. (8)Было это довольно давно, но её письмо я помню до сих пор. (9)Она вышла замуж. (10)В письме хвалила мужа: добрый, заботливый, помогает по хозяйству, непьющий. (11)Но в их отношениях неожиданно возникла трещина.
(12)Она с детства любит серьёзную музыку. (13)Бывала на концертах, когда к ним в город приезжали на гастроли музыканты. (14)Постоянно слушала музыкальные передачи по радио. (15)Когда познакомилась с будущим мужем, заговорила с ним о том, что означает серьёзная музыка для неё, он пропустил это мимо ушей. (16)И вот они поженились… (17)В их город спустя некоторое время приехал симфонический оркестр. (18)Событие!
(19)Она обрадовалась, купила билеты, сказала мужу, что приглашает его на концерт, и объяснила, что там будут исполнять. (20)Он раздраженно ответил: «Чего я там не видел?» (21)Она попыталась объяснить ему, что он там услышит, да и увидит. (22)Когда играют хорошие музыканты, есть не только что слушать, но и на что смотреть. (23)Он наотрез отказался: «За дурака меня считаешь?» (24)Без него она пойти не решилась.
(25)С тех пор только включит радио, когда передают серьёзную музыку, он раздражается и резко выключает приёмник. (26)Ему кажется, что, слушая музыку и наслаждаясь ею, она притворяется, демонстрирует своё превосходство над ним. (27)Пошли недоразумения, дальше – больше – ссоры. (28)И вот уже в её душе силой гасится не искорка, а живой огонь благородного увлечения. (29)А ведь этот огонь мог бы светить им обоим! (30)Мог бы согреть общей радостью много часов их жизни и повлиять на вкусы их детей. (31)Для этого от него требовалась малость – сказать себе: не понимаю я музыки, какую любит жена. (32)Меня она не радует. (33)А жена эту музыку понимает и радуется ей. (34)Значит, надо мне попробовать понять, что она находит в том, что мне недоступно. (35)Может, и я пойму. (36)А не пойму – не запрещать же ей наслаждаться тем, что мне не дано. (37)Сам притворяться не буду, её переделывать не стану. (38)Но он так не подумал и так себе не сказал. (39)Конфликт обострился до крайности. (40)И вот пришло письмо, выражавшее неподдельную тревогу: посоветуйте, помогите.
(41)И меня, и всех в редакции, кто прочитал письмо, оно тронуло и взволновало. (42)Ответить на него оказалось нелегко. (43)Мало над какой передачей трудились мы так, как над этой. (44)Постарались, чтобы ответ был обращен к обоим – и к нему, и к ней. (45)Постарались убедить его – и словами и музыкой, прозвучавшей в ответе. (46)Постарались утешить её, тоже и словами и музыкой.
(47)Помог ли я ей, точнее, помог ли им (беда взаимонепонимания – их общая беда) – не знаю. (48)Они не отозвались.
(49)Готовя передачу, я много слушал музыку, встречался с людьми, похожими на этих молодых людей, – понял яснее, чем прежде, какая тонкая, какая деликатная область – мир вкусов, увлечений, пристрастий. (50)Как порой трудно разобраться в том, что в человеке главное, существенное, а что поверхностное, кажущееся…
(По С.Л. Львову*)
* Сергей Львович Львов (род. в 1922 г.) – русский писатель, журналист, литературный критик.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.
Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Решением к этому заданию является пример сочинения. Когда ДЗ будет закрыто для сдачи, сочинение будет добавлено в виде PDF.