(1)Одно из забавных свойств человеческой природы заключается в том, что каждый человек стремится доигрывать собственный образ, навязанный ему окружающими людьми. (2)Иной пищит, а доигрывает.
(3)Вот пример.
(4)Однажды, когда я учился в школе, мы всем классом работали на одном пустыре, стараясь превратить его в место для культурного отдыха. (5)Как это ни странно, в самом деле превратили.
(6)Так или иначе сейчас, приезжая в родной город, я иногда в жару отдыхаю под нашими, теперь огромными, деревьями. (7)Но дело не в этом. (8)Дело в том, что в тот давний день, когда мы возделывали пустырь, один из ребят обратил внимание остальных на то, как я держу носилки, на которых мы перетаскивали землю. (9)Военрук, присматривавший за нами, тоже обратил внимание на то, как я держу носилки. (10)Все обратили внимание на то, как я держу носилки. (11)Надо было найти повод для веселья, и повод был найден. (12)Оказалось, что я держу носилки, как Отъявленный Лентяй.
(13)Теперь всё работало на образ. (14)Если я на контрольной по математике сидел, никому не мешая, спокойно дожидаясь, пока мой товарищ решит задачу, то все приписывали это моей лени, а не тупости. (15)Естественно, я не пытался в этом кого-нибудь разуверить. (16)Когда же я писал сочинения прямо из головы, не пользуясь учебниками и шпаргалками, это тем более служило доказательством моей неисправимой лени.
(17)Развитие образа привело к тому, что я вынужден был перестать делать домашние уроки. (18)При этом, чтобы сохранить остроту положения, я должен был достаточно хорошо учиться.
(19)По этой причине я каждый день, как только начиналось объяснение материала по гуманитарным предметам, ложился на парту и делал вид, что дремлю. (20)Если учителя возмущались моей позе, я говорил, что заболел, но не хочу пропускать занятий, чтобы не отстать. (21)Лёжа на парте, я внимательно слушал голос учителя, не отвлекаясь на обычные шалости, и старался запомнить всё, что он говорит. (22)После объяснения нового материала, если оставалось время, я вызывался отвечать в счёт будущего урока.
(23)Учитель ставил мне в журнал хорошую оценку, звенел звонок, и все были довольны. (24)И никто, кроме меня, не знал, что только что зафиксированные знания рушатся из моей головы, как рушится штанга из рук штангиста после того, как прозвучит судейское: «Вес взят!» (25)Более того, будучи лентяем, я вполне прилично учился.
(26)Тогда ко мне решили применить метод массированного воспитания, модный в те годы. (27)Суть его заключалась в том, что все учителя неожиданно наваливались на одного нерадивого ученика и, пользуясь его растерянностью, доводили его успеваемость до образцово- показательного блеска.
(28)Как правило, опыт удавался. (29)То ли на меня навалились слишком дружно, то ли забыли мой приличный уровень, но, когда стали подводить итоги опыта работы надо мной, выяснилось, что меня довели до уровня кандидата в медалисты.
(30)Кончилось всё это тем, что я вместо запланированной серебряной медали получил золотую, потому что один из кандидатов на золотую по дороге сорвался и отстал.
(31)Он был и в самом деле очень сильным учеником, но ему никак не давались сочинения. (32)Вместо него я получил золотую медаль и зонтиком по шее от его мамаши на выпускном вечере. (33)Вернее, не на само́м вечере, а перед вечером в раздевалке.
– (34)Негодяй, притворявшийся лентяем! – сказала она, увидев меня в раздевалке и одёргивая зонтик.
(По Ф.А. Искандеру*)
* Фазиль Абдулович Искандер (1929-2016) – советский и российский прозаик, журналист, поэт, сценарист, общественный деятель.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
«Ф.А. Искандер вспоминает эпизоды из своей школьной жизни. Текст приобретает эмоциональную окраску благодаря использованию разнообразных средств выразительности. Среди них приём – (А)________ (в предложениях 8-10), троп – (Б)________ (‟как Отъявленный Лентяй” в предложении 12, ‟как рушится штанга из рук штангиста…” в предложении 24), а также лексическое средство – (В)________ (‟наваливались” в предложении 27). Чтобы ярче передать чувства героини, писатель применяет такое синтаксическое средство, как (Г)________ (в предложении 34)».
Список терминов:
1) книжная лексика
2) олицетворение
3) сравнение
4) просторечное слово
5) вопросительное предложение
6) восклицательное предложение
7) лексический повтор
8) литота
9) анафора
(Задание из Досрочного варианта ЕГЭ 2024)
«Ф.А. Искандер вспоминает эпизоды из своей школьной жизни. Текст приобретает эмоциональную окраску благодаря использованию разнообразных средств выразительности. Среди них приём – (А)________ (в предложениях 8-10), троп – (Б)________ (‟как Отъявленный Лентяй” в предложении 12, ‟как рушится штанга из рук штангиста…” в предложении 24), а также лексическое средство – (В)________ (‟наваливались” в предложении 27). Чтобы ярче передать чувства героини, писатель применяет такое синтаксическое средство, как (Г)________ (в предложении 34)».
Список терминов:
1) книжная лексика – лексическое средство
2) олицетворение – троп
3) сравнение – троп
4) просторечное слово – лексическое средство
5) вопросительное предложение – синтаксическое средство
6) восклицательное предложение – синтаксическое средство
7) лексический повтор – приём
8) литота – троп
9) анафора – приём
А – приём; в предложениях 8-10 повторяется конструкция «обратил(и) внимание на то, как я держу носилки» (внимание! это не анафора, так как слова повторяются в разных частях предложения, а данный приём предполагает единоначатие) => (7) лексический повтор
(8)Дело в том, что в тот давний день, когда мы возделывали пустырь, один из ребят обратил внимание остальных на то, как я держу носилки, на которых мы перетаскивали землю. (9)Военрук, присматривавший за нами, тоже обратил внимание на то, как я держу носилки. (10)Все обратили внимание на то, как я держу носилки.
Б – троп; в предложениях 12 и 24 используются конструкции со сравнительным союзом «как»; в предложении 12 рассказчик сравнивает свои действия с действиями Лентяя, в предложении 24 процесс, при котором человек забывает больше не нужную информацию, сопоставляется с тем, как штангист завершает подход, сбрасывая тяжёлый груз => (3) сравнение
(12)Оказалось, что я держу носилки, как Отъявленный Лентяй.
(24)И никто, кроме меня, не знал, что только что зафиксированные знания рушатся из моей головы, как рушится штанга из рук штангиста после того, как прозвучит судейское: «Вес взят!»
В – лексическое средство; в предложении 27 использовано слово «наваливались» (= с усердием принимались за дело); оно относится к тем словам, которые обычно употребляются в разговорной речи, но выходят за рамки русского литературного языка => (4) просторечное слово
(27)Суть его заключалась в том, что все учителя неожиданно наваливались на одного нерадивого ученика и, пользуясь его растерянностью, доводили его успеваемость до образцово- показательного блеска.
Г – синтаксическое средство; в предложении 34 использован восклицательный знак => (6) восклицательное предложение
– (34)Негодяй, притворявшийся лентяем! – сказала она, увидев меня в раздевалке и одёргивая зонтик.