Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Досроки» №26

(1)Меня всегда интересовало, как проявляются на охоте, то есть на природе, человеческие характеры. (2)Мне не раз доводилось видеть, до чего различно поведение человека дома и среди животных и растений и как оно порой не соответствует привычным деловым, бытовым, соседским представлениям о нем. (3)Возникало впечатление, что душа человека не расковывается, а разнуздывается на природе, обнаруживая себя куда полнее, сильнее, а порою и страшнее, чем во всех иных жизненных средах. (4)Есть что-то древнее в том, что человек, взяв ружье, начинает ощущать себя хозяином окружающего мира. (5)Власть над чем-то живым пьянит невоспитанные, со слабым этическим зарядом ду́ши. (6)Тормоза отказывают, человек теряет осторожность, помогающую ему жить среди себе подобных, раскрывается с самой неожиданной стороны. (7)Но есть нерасторжимая связь – это отнюдь не открытие Америки – между поведением человека в природе и его гражданской общественной сутью. (8)Были люди, которых я считал высоконравственными в широком общественном смысле, но после охоты, хотя ничего особенно одиозного они не совершали, я видел, что это хапуги, жадные, безжалостные и безответственные. (9)Они изо всех сил лупят по самкам весной, по высоко пролетающим стаям, без толку подранивая птиц, – им наплевать на это, как и на весь окружающий их беззащитный мир природы, им лишь бы насытить свое корыстное, азартное чувство.

(10)Бывает и другое – человек в городской жизни жесткий, нелюбезный вдруг обнаруживает на природе истинную человечность, даже нежность. (11)Он наслаждается пребыванием между небом и водой и не выстрелит зря, никогда не выйдет из нормы и даже не слишком стремится к ее выполнению. (12)Стреляет лишь наверняка, чтобы не делать подранков. (13)И не боится вернуться на базу без выстрела. (14)Такие люди думают о том, что останется после них, соотносят свои охотничьи возможности с природой, которая должна воспроизводиться, жить. (15)В человеке должен быть нравственный императив, налагающий известные обязательства, ограничения, даже если нет прямых запретов. (16)Но, к сожалению, в последнее время этот душевный стержень очень расшатался…

(17)С интересом я наблюдал и за местными жителями. (18)В Мещере бывал по нескольку раз в году. (19)Мещерские люди, с одной стороны, практичные, ухватистые ремесленники: плотники, столяры, прирабатывающие на стороне, с несколько ослабевшим крестьянским чувством. (20)Вместе с тем это люди тонкие, с поэтическим восприятием окружающего мира. (21)Они по-своему, очень самобытно называют зверей и птиц: чирок – чиликан, кряква – матерка, красноголовый нырок – шушпан и так далее.

(22)Мой егерь и друг Анатолий Иванович Макаров, фронтовик, человек поразительной силы и чистоты во всем – в семейной жизни, в любви к жене, к двум детям, к окружающей природе, – всегда был для меня и моих спутников примером на охоте. (23)Вот уж кто никогда не брал лишку: как-то незаметно давал нам уроки заботы о будущем этих мест, этих лесов, озер, рек…

(24)И в той же деревне жили два брата, помоложе Анатолия Ивановича, молодцы, у́хари. (25)Они лупцевали по дичи с непонятным озверением. (26)Да и не только по дичи: выпь простонет в воздухе – выпь собьют, сойка зазевается – по сойке вдарят, голубь налетит – голубя уложат. (27)А ведь не злые, не жестокие парни, но с невоспитанным сердцем, распущенные и напрочь забывшие о том, что деревенские обычно знают и помнят лучше, чем горожане: о нашей связи с природой, о том, что, если не будет природы, зверья, птиц, леса, не будет и нас, что если этот мир зависит от нас, то мы еще больше зависим от него.

(28)Был я, действительно, во многих местах и интересовался, как человек взаимодействует с природой. (29)В общем-то, набедокурил «венец творения» в окружающем мире крепко и повсюду. (30)Не берусь назвать ни одной страны, где бы не существовало проблем, связанных с охраной природы. (31)У природы есть счастливое свойство восстанавливаться, если, конечно, к этому есть благоприятные условия. (32)У меня давно сложилось ощущение, что мир, окружающий нас, еще напрягается против гибели, и надо помочь ему, нужно участие каждого из нас в этом деле. (33)Мы все, независимо от того, чем занимаемся, должны служить охране беззащитной, доверчивой и могучей природы, без которой мы – ничто.

(По Ю.М. Нагибину*)

* Юрий Маркович Нагибин (1920-1994) – русский писатель, журналист и прозаик, сценарист, автор мемуаров.


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«Ю.М. Нагибин, несколько грубо описывая характеры людей, прибегает к использованию приёма: (А)________ («не расковывается, а разнуздывается на природе» в предложении 3) и лексического средства выразительности: (Б)________ («хапуги» в предложении 8); также автор использует тропы, чтобы передать отношение человека к природе и подчеркнуть её значимость: (В)________ (например, «власть над чем-то живым пьянит» в предложении 5) и (Г)________ («беззащитной, доверчивой и могучей природы» в предложении 33)».

Список терминов:

1) сравнение 

2) литота 

3) метафора 

4) эпитет 

5) книжная лексика 

6) противопоставление 

7) просторечная лексика 

8) лексический повтор 

9) фразеологизм 

(Задание составлено на основе Досрочного ЕГЭ 2023)

«Ю.М. Нагибин, несколько грубо описывая характеры людей, прибегает к использованию приёма: (А)________ («не расковывается, а разнуздывается на природе» в предложении 3) и лексического средства выразительности: (Б)________ («хапуги» в предложении 8); также автор использует тропы, чтобы передать отношение человека к природе и подчеркнуть её значимость: (В)________ (например, «власть над чем-то живым пьянит» в предложении 5) и (Г)________ («беззащитной, доверчивой и могучей природы» в предложении 33)».

Список терминов:

1) сравнение – троп

2) литота – троп

3) метафора – троп

4) эпитет – троп

5) книжная лексика – лексическое средство

6) противопоставление – приём

7) просторечная лексика – лексическое средство

8) лексический повтор – приём

9) фразеологизм – лексическое средство

РЕШЕНИЕ:

А – приём; в предложении 3 соотнесены логически противоположные понятия, для связи которых используется противительный союз «А» => (6) противопоставление.

(3)Возникало впечатление, что душа человека не расковывается, а разнуздывается на природе, обнаруживая себя куда полнее, сильнее, а порою и страшнее, чем во всех иных жизненных средах. 

Б – лексическое средство; в предложении 8 использована сниженная лексика, употребляется слово, которое характерно для непринужденной беседы => (7) просторечная лексика.

(8)Были люди, которых я считал высоконравственными в широком общественном смысле, но после охоты, хотя ничего особенно одиозного они не совершали, я видел, что это хапуги, жадные, безжалостные и безответственные.

В – троп; предложение 5 содержит скрытое сравнение, основанное на переносе значения по сходству (власть и сила, данные человеку, сопоставляются с одурманиванием мозга и ощущением опьянения) => (3) метафора.

(5)Власть над чем-то живым пьянит невоспитанные, со слабым этическим зарядом ду́ши.

Г – троп; в предложении 33 слово «природы» описывается с использованием эмоциональных, образных слов => (4) эпитет. 

(33)Мы все, независимо от того, чем занимаемся, должны служить охране беззащитной, доверчивой и могучей природы, без которой мы – ничто.

Ответ: 6734
Оцените статью
Я решу все!