Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Досроки» №23

(1)Меня всегда интересовало, как проявляются на охоте, то есть на природе, человеческие характеры. (2)Мне не раз доводилось видеть, до чего различно поведение человека дома и среди животных и растений и как оно порой не соответствует привычным деловым, бытовым, соседским представлениям о нем. (3)Возникало впечатление, что душа человека не расковывается, а разнуздывается на природе, обнаруживая себя куда полнее, сильнее, а порою и страшнее, чем во всех иных жизненных средах. (4)Есть что-то древнее в том, что человек, взяв ружье, начинает ощущать себя хозяином окружающего мира. (5)Власть над чем-то живым пьянит невоспитанные, со слабым этическим зарядом ду́ши. (6)Тормоза отказывают, человек теряет осторожность, помогающую ему жить среди себе подобных, раскрывается с самой неожиданной стороны. (7)Но есть нерасторжимая связь – это отнюдь не открытие Америки – между поведением человека в природе и его гражданской общественной сутью. (8)Были люди, которых я считал высоконравственными в широком общественном смысле, но после охоты, хотя ничего особенно одиозного они не совершали, я видел, что это хапуги, жадные, безжалостные и безответственные. (9)Они изо всех сил лупят по самкам весной, по высоко пролетающим стаям, без толку подранивая птиц, – им наплевать на это, как и на весь окружающий их беззащитный мир природы, им лишь бы насытить свое корыстное, азартное чувство.

(10)Бывает и другое – человек в городской жизни жесткий, нелюбезный вдруг обнаруживает на природе истинную человечность, даже нежность. (11)Он наслаждается пребыванием между небом и водой и не выстрелит зря, никогда не выйдет из нормы и даже не слишком стремится к ее выполнению. (12)Стреляет лишь наверняка, чтобы не делать подранков. (13)И не боится вернуться на базу без выстрела. (14)Такие люди думают о том, что останется после них, соотносят свои охотничьи возможности с природой, которая должна воспроизводиться, жить. (15)В человеке должен быть нравственный императив, налагающий известные обязательства, ограничения, даже если нет прямых запретов. (16)Но, к сожалению, в последнее время этот душевный стержень очень расшатался…

(17)С интересом я наблюдал и за местными жителями. (18)В Мещере бывал по нескольку раз в году. (19)Мещерские люди, с одной стороны, практичные, ухватистые ремесленники: плотники, столяры, прирабатывающие на стороне, с несколько ослабевшим крестьянским чувством. (20)Вместе с тем это люди тонкие, с поэтическим восприятием окружающего мира. (21)Они по-своему, очень самобытно называют зверей и птиц: чирок – чиликан, кряква – матерка, красноголовый нырок – шушпан и так далее.

(22)Мой егерь и друг Анатолий Иванович Макаров, фронтовик, человек поразительной силы и чистоты во всем – в семейной жизни, в любви к жене, к двум детям, к окружающей природе, – всегда был для меня и моих спутников примером на охоте. (23)Вот уж кто никогда не брал лишку: как-то незаметно давал нам уроки заботы о будущем этих мест, этих лесов, озер, рек…

(24)И в той же деревне жили два брата, помоложе Анатолия Ивановича, молодцы, у́хари. (25)Они лупцевали по дичи с непонятным озверением. (26)Да и не только по дичи: выпь простонет в воздухе – выпь собьют, сойка зазевается – по сойке вдарят, голубь налетит – голубя уложат. (27)А ведь не злые, не жестокие парни, но с невоспитанным сердцем, распущенные и напрочь забывшие о том, что деревенские обычно знают и помнят лучше, чем горожане: о нашей связи с природой, о том, что, если не будет природы, зверья, птиц, леса, не будет и нас, что если этот мир зависит от нас, то мы еще больше зависим от него.

(28)Был я, действительно, во многих местах и интересовался, как человек взаимодействует с природой. (29)В общем-то, набедокурил «венец творения» в окружающем мире крепко и повсюду. (30)Не берусь назвать ни одной страны, где бы не существовало проблем, связанных с охраной природы. (31)У природы есть счастливое свойство восстанавливаться, если, конечно, к этому есть благоприятные условия. (32)У меня давно сложилось ощущение, что мир, окружающий нас, еще напрягается против гибели, и надо помочь ему, нужно участие каждого из нас в этом деле. (33)Мы все, независимо от того, чем занимаемся, должны служить охране беззащитной, доверчивой и могучей природы, без которой мы – ничто.

(По Ю.М. Нагибину*)

* Юрий Маркович Нагибин (1920-1994) – русский писатель, журналист и прозаик, сценарист, автор мемуаров.


Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 8 и 10 противопоставлены по содержанию. 

2) Предложение 11 поясняет содержание предложения 10.

3) Предложение 15 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 14.

4) В предложениях 24-26 представлено описание.

5) В предложениях 31-32 представлено рассуждение.

(Задание составлено на основе Досрочного ЕГЭ 2023)

1) Предложения 8 и 10 противопоставлены по содержанию. 

(8)Были люди, которых я считал высоконравственными в широком общественном смысле, но после охоты, хотя ничего особенно одиозного они не совершали, я видел, что это хапуги, жадные, безжалостные и безответственные

(10)Бывает и другоечеловек в городской жизни жесткий, нелюбезный вдруг обнаруживает на природе истинную человечность, даже нежность. ВЕРНО. Действительно, в этих двух предложениях высказаны противоположные мысли. Охота показывает сущность людей: тот, кто в обычной жизни ведет себя благопристойно, на природе может открыть таящуюся в нем жестокость, и наоборот. Предложение 10 начинается с фразы «бывает и другое», которая сразу указывает нам на противопоставление.

2) Предложение 11 поясняет содержание предложения 10.

(10)Бывает и другоечеловек в городской жизни жесткий, нелюбезный вдруг обнаруживает на природе истинную человечность, даже нежность. (11)Он наслаждается пребыванием между небом и водой и не выстрелит зря, никогда не выйдет из нормы и даже не слишком стремится к ее выполнению. ВЕРНО. Предложение 11 действительно поясняет содержание предыдущего: истинная человечность проявляется в уважительном отношении к природе и зверям, в разумном использовании собственной силы.

3) Предложение 15 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 14.

(14)Такие люди думают о том, что останется после них, соотносят свои охотничьи возможности с природой, которая должна воспроизводиться, жить. (15)В человеке должен быть нравственный императив, налагающий известные обязательства, ограничения, даже если нет прямых запретов. неверно. Предложение 15 продолжает мысль, начатую в предложении 14, обобщая её: человек, который обладает «нравственным регулятором», будет заботиться об окружающем мире, так как он осознает его значимость.

4) В предложениях 24-26 представлено описание.

(24)И в той же деревне жили два брата, помоложе Анатолия Ивановича, молодцы, у́хари. (25)Они лупцевали по дичи с непонятным озверением. (26)Да и не только по дичи: выпь простонет в воздухе — выпь собьют, сойка зазевается — по сойке вдарят, голубь налетит — голубя уложат. неверно. В этих предложениях нет ярких определений, описаний внешности – мы не можем «нарисовать картинку»; в данном фрагменте текста представлено повествование с элементами рассуждения (так как автор характеризует действия героев, давая им оценку).

5) В предложениях 31-32 представлено рассуждение.

(31)У природы есть счастливое свойство восстанавливаться, если, конечно, к этому есть благоприятные условия. (32)У меня давно сложилось ощущение, что мир, окружающий нас, еще напрягается против гибели, и надо помочь ему, нужно участие каждого из нас в этом деле. ВЕРНО. В данных предложениях автор действительно размышляет о необходимости относиться бережно к окружающему миру, ведь вклад каждого поможет сохранить природу => перед нами рассуждение.

Ответ: 125
Оцените статью
Я решу все!