Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении сложного предложения
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.
2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.
3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.
4) С.В. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.
5) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А.И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее.
7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы.
8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.
9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.
(Задание из Демоверсии ЕГЭ 2016)
А) Нужно найти причастный оборот и слово, от которого он зависит. В 5 предложении ПО: «привезённым из поездки на Восток». Определяемое слово: «девяносто семь этюдов». В предложении слово «этюдов» стоит в Р.п., причастие «привезённым» стоит в Д.п.; они должны стоять в одинаковой форме (т.к. причастие – согласованное определение). Верный вариант: «…девяносто семь этюдов, привезённых из поездки на Восток».
Б) Ошибка в построении сложного предложения. Верный вариант: «Читая классическую литературу, замечаешь, насколько по-разному “град Петров” изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского». В предложении 9 требуется только союзное слово – «НАСКОЛЬКО». Союз «ЧТО» не нужен (так как не выполняет в предложении никакой функции).
В) Чтобы найти ошибку с несогласованным приложением, нужно посмотреть, в каких предложениях присутствует название в кавычках. Важно: если при приложении стоит родовое понятие, то название в кавычках не изменяется и должно стоять в именительном падеже. Следовательно, ошибка содержится в предложении 3. Верный вариант: «В основе произведения “Повесть о настоящем человеке”…»
Г) Находим основы во всех предложениях. В предложении 2 две основы: «все увёз»; «кто побывал». Очевидно, что в первом случае подлежащее стоит во множественном числе, а сказуемое – в единственном. Типичный пример нарушения связи между подлежащим и сказуемым. Верный вариант: «Все, кто побывал в Крыму, увезли с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах».
Д) Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм приводит к искажению смысла. Ищем глаголы и глагольные формы во всех предложениях, проверяем вид и время. В предложении 1: «И.С. Тургенев ПОДВЕРГАЕТ» и «и этим РАСКРЫЛ». Подвергает – несовершенный вид (что делает?), настоящее время. Раскрыл – совершенный вид (что сделал?), прошедшее время. Верный вариант: «И.С. Тургенев подверг Базарова самому сложному испытанию – “испытанию любовью” – и этим раскрыл истинную сущность своего героя».