Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Демоверсии» №195

(1)Мой отец и исправник были поражены тем, что нам пришлось переночевать в доме Селивана, которого все в округе считали колдуном и разбойником и который, как мы думали, хотел нас убить и воспользоваться нашими вещами и деньгами…

(2)Кстати, о деньгах. (3)При упоминании о них тётушка сейчас же воскликнула:

— Ах, боже мой! (4)Да где же моя шкатулка?

(5)В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? (6)Её, представьте себе, не было! (7)Да, да, её-то одной только и не было ни в комнатах между внесёнными вещами, ни в повозке – словом, нигде… (8)Шкатулка, очевидно, осталась там, на постоялом дворе, и теперь – в руках Селивана…

— (9)Я сейчас скачу, скачу туда… (10)Он, верно, уже скрылся куда- нибудь, но он от меня не уйдёт! — говорил исправник. — (11)Наше счастье, что все знают, что он вор, и все его не любят: его никто не станет скрывать…

(12)Но только исправник опоясался своей саблей, как вдруг в передней послышалось между бывшими там людьми необыкновенное движение, и через порог в залу, где все мы находились, тяжело дыша, вошёл Селиван с тётушкиной шкатулкой в руках.

(13)Все вскочили с мест и остановились как вкопанные.

— (14)Забыли, возьмите, — глухо произнёс Селиван.

(15)Более он ничего сказать не смог, потому что задыхался от непомерно скорой ходьбы и, должно быть, от сильного внутреннего волнения.

(16)Он поставил шкатулку на стол, а сам, никем не прошенный, сел на стул и опустил голову и руки.

(17)Шкатулка была в полной целости. (18)Тётушка сняла с шеи ключик, отперла её и воскликнула:

— Всё, всё как было!

— (19)Сохранно… — тихо молвил Селиван. — (20)Я всё бёг за вами… (21)Хотел догнать… (22)Простите, что сижу перед вами… (23)Задохнулся.

(24)Отец первый подошёл к нему, обнял его и поцеловал в голову.

(25)Селиван не трогался.

(26)Тётушка вынула из шкатулки две сотенные бумажки и стала давать их ему в руки.

(27)Селиван продолжал сидеть и смотреть, словно ничего не понимал.

— (28)Возьми то, что тебе дают, — сказал исправник.

— (29)За что? (30)Не надо!

— (31)За то, что ты честно сберёг и принёс забытые у тебя деньги.

— (32)А то как же? (33)Разве надо нечестно?

— (34)Ну, ты хороший человек… (35)Ты не подумал утаить чужое.

— (36)Утаить чужое!.. — (37)Селиван покачал головою. — (38)Мне не надо чужого.

(39)И он встал с места, чтобы идти назад к своему опороченному дворишку, но отец его не пустил. (40)Он взял его к себе в кабинет и заперся там с ним на ключ, а потом через час велел запрячь сани и отвезти его домой.

(41)Через день об этом происшествии знали в городе и в округе, а через два дня отец с тётушкою поехали в Кромы и, остановившись у Селивана, пили в его избе чай и оставили его жене тёплую шубу. (42)На обратном пути они опять заехали к нему и ещё привезли ему подарков: чаю, сахару и муки.

(43)Он брал всё вежливо, но неохотно и говорил:

— На что? (44)Ко мне теперь, вот уже три дня, всё стали люди заезжать… (45)Пошёл доход… (46)Щи варили… (47)Нас не боятся, как прежде боялись.

(48)Когда меня повезли после праздников в пансион, со мною опять была к Селивану посылка. (49)Я пил у него чай и всё смотрел ему в лицо и думал: «Какое у него прекрасное, доброе лицо! (50)Отчего же он мне и другим так долго казался пугалом?»

(51)Эта мысль преследовала меня и не оставляла в покое… (52)Ведь это тот же самый человек, который всем представлялся таким страшным, которого все считали колдуном и злодеем. (53)Отчего же он вдруг стал так хорош и приятен?

(54)В дальнейшие годы моей жизни я сблизился с Селиваном и имел счастье видеть, как он для всех сделался человеком любимым и почитаемым.

(По Н.С. Лескову*)

* Николай Семёнович Лесков (1831-1895) – русский писатель, драматург, автор известных романов, повестей и рассказов.


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«Н.С. Лесков создаёт образ героя с помощью различных выразительных языковых средств. Автор предоставляет Селивану возможность высказаться, выразить своё представление о том, как следует поступать человеку. С этой целью писатель использует такую форму речи, как (А)_________ (предложения 18-23, 28-38). Чувства персонажей Н.С. Лескову помогают выразить синтаксическое средство – (Б)_________ (предложения 6, 36) и лексическое средство – (В)_________ (в предложении 13). О выражении благодарности по отношению к Селивану автор говорит, используя такое синтаксическое средство, как (Г)_________ (в предложениях 24, 26, 42)».

Список терминов:

1) фразеологизм

2) восклицательные предложения

3) антонимы

4) цитирование

5) диалектизм

6) ряды однородных членов предложения

7) диалог

8) олицетворение

9) синонимы

(Задание из Демоверсии ЕГЭ 2019; реального ЕГЭ 2018)

«Н.С. Лесков создаёт образ героя с помощью различных выразительных языковых средств. Автор предоставляет Селивану возможность высказаться, выразить своё представление о том, как следует поступать человеку. С этой целью писатель использует такую форму речи, как (А)_________ (предложения 18-23, 28-38). Чувства персонажей Н.С. Лескову помогают выразить синтаксическое средство – (Б)_________ (предложения 6, 36) и лексическое средство – (В)_________ (в предложении 13). О выражении благодарности по отношению к Селивану автор говорит, используя такое синтаксическое средство, как (Г)_________ (в предложениях 24, 26, 42)».

РЕШЕНИЕ:

Список терминов:

1) фразеологизмлексическое средство 

2) восклицательные предложения синтаксическое средство

3) антонимы лексическое средство

4) цитирование приём

5) диалектизм лексическое средство

6) ряды однородных членов предложения синтаксическое средство

7) диалог форма речи

8) олицетворение троп

9) синонимы лексическое средство

А – форма  речи; в предложениях 18-23 и 28-38 представлен разговор двух героев, содержится их воспроизведенная прямая речь => (7) диалог

«(18)Тётушка сняла с шеи ключик, отперла её и воскликнула:

— Всё, всё как было!

— (19)Сохранно… — тихо молвил Селиван. — (20)Я всё бёг за вами… (21)Хотел догнать… (22)Простите, что сижу перед вами… (23)Задохнулся»

«— (28)Возьми то, что тебе дают, — сказал исправник.

— (29)За что? (30)Не надо!

— (31)За то, что ты честно сберёг и принёс забытые у тебя деньги.

— (32)А то как же? (33)Разве надо нечестно?

— (34)Ну, ты хороший человек… (35)Ты не подумал утаить чужое.

— (36)Утаить чужое!.. — (37)Селиван покачал головою. — (38)Мне не надо чужого»

Б – синтаксическое средство; в конце предложений 6, 36 стоят восклицательные знаки => (2) восклицательные предложения

«(6)Её, представьте себе, не было!»
«(36)Утаить чужое!..»

В – лексическое средство; в предложении 13 использовано устойчивое выражение «остановились как вкопанные», в нем нельзя заменить слова без потери смысла, а его суть можно выразить одним словом «неподвижно» => (1) фразеологизм

«(13)Все вскочили с мест и остановились как вкопанные»

Г – синтаксическое средство; в предложениях 24, 26 и 42 использованы слова одной части речи, которые соединены с помощью интонации/сочинительного союза И => (6) ряд однородных членов предложения

«(24)Отец первый подошёл к нему, обнял его и поцеловал в голову»

«(26)Тётушка вынула из шкатулки две сотенные бумажки и стала давать их ему в руки»

«(42)На обратном пути они опять заехали к нему и ещё привезли ему подарков: чаю, сахару и муки»

Ответ: 7216
Оцените статью
Я решу все!