(1)Мой отец и исправник были поражены тем, что нам пришлось переночевать в доме Селивана, которого все в округе считали колдуном и разбойником и который, как мы думали, хотел нас убить и воспользоваться нашими вещами и деньгами…
(2)Кстати, о деньгах. (3)При упоминании о них тётушка сейчас же воскликнула:
— Ах, боже мой! (4)Да где же моя шкатулка?
(5)В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? (6)Её, представьте себе, не было! (7)Да, да, её-то одной только и не было ни в комнатах между внесёнными вещами, ни в повозке – словом, нигде… (8)Шкатулка, очевидно, осталась там, на постоялом дворе, и теперь – в руках Селивана…
— (9)Я сейчас скачу, скачу туда… (10)Он, верно, уже скрылся куда- нибудь, но он от меня не уйдёт! — говорил исправник. — (11)Наше счастье, что все знают, что он вор, и все его не любят: его никто не станет скрывать…
(12)Но только исправник опоясался своей саблей, как вдруг в передней послышалось между бывшими там людьми необыкновенное движение, и через порог в залу, где все мы находились, тяжело дыша, вошёл Селиван с тётушкиной шкатулкой в руках.
(13)Все вскочили с мест и остановились как вкопанные.
— (14)Забыли, возьмите, — глухо произнёс Селиван.
(15)Более он ничего сказать не смог, потому что задыхался от непомерно скорой ходьбы и, должно быть, от сильного внутреннего волнения.
(16)Он поставил шкатулку на стол, а сам, никем не прошенный, сел на стул и опустил голову и руки.
(17)Шкатулка была в полной целости. (18)Тётушка сняла с шеи ключик, отперла её и воскликнула:
— Всё, всё как было!
— (19)Сохранно… — тихо молвил Селиван. — (20)Я всё бёг за вами… (21)Хотел догнать… (22)Простите, что сижу перед вами… (23)Задохнулся.
(24)Отец первый подошёл к нему, обнял его и поцеловал в голову.
(25)Селиван не трогался.
(26)Тётушка вынула из шкатулки две сотенные бумажки и стала давать их ему в руки.
(27)Селиван продолжал сидеть и смотреть, словно ничего не понимал.
— (28)Возьми то, что тебе дают, — сказал исправник.
— (29)За что? (30)Не надо!
— (31)За то, что ты честно сберёг и принёс забытые у тебя деньги.
— (32)А то как же? (33)Разве надо нечестно?
— (34)Ну, ты хороший человек… (35)Ты не подумал утаить чужое.
— (36)Утаить чужое!.. — (37)Селиван покачал головою. — (38)Мне не надо чужого.
(39)И он встал с места, чтобы идти назад к своему опороченному дворишку, но отец его не пустил. (40)Он взял его к себе в кабинет и заперся там с ним на ключ, а потом через час велел запрячь сани и отвезти его домой.
(41)Через день об этом происшествии знали в городе и в округе, а через два дня отец с тётушкою поехали в Кромы и, остановившись у Селивана, пили в его избе чай и оставили его жене тёплую шубу. (42)На обратном пути они опять заехали к нему и ещё привезли ему подарков: чаю, сахару и муки.
(43)Он брал всё вежливо, но неохотно и говорил:
— На что? (44)Ко мне теперь, вот уже три дня, всё стали люди заезжать… (45)Пошёл доход… (46)Щи варили… (47)Нас не боятся, как прежде боялись.
(48)Когда меня повезли после праздников в пансион, со мною опять была к Селивану посылка. (49)Я пил у него чай и всё смотрел ему в лицо и думал: «Какое у него прекрасное, доброе лицо! (50)Отчего же он мне и другим так долго казался пугалом?»
(51)Эта мысль преследовала меня и не оставляла в покое… (52)Ведь это тот же самый человек, который всем представлялся таким страшным, которого все считали колдуном и злодеем. (53)Отчего же он вдруг стал так хорош и приятен?
(54)В дальнейшие годы моей жизни я сблизился с Селиваном и имел счастье видеть, как он для всех сделался человеком любимым и почитаемым.
(По Н.С. Лескову*)
* Николай Семёнович Лесков (1831-1895) – русский писатель, драматург, автор известных романов, повестей и рассказов.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
«Н.С. Лесков создаёт образ героя с помощью различных выразительных языковых средств. Автор предоставляет Селивану возможность высказаться, выразить своё представление о том, как следует поступать человеку. С этой целью писатель использует такую форму речи, как (А)_________ (предложения 18-23, 28-38). Чувства персонажей Н.С. Лескову помогают выразить синтаксическое средство – (Б)_________ (предложения 6, 36) и лексическое средство – (В)_________ (в предложении 13). О выражении благодарности по отношению к Селивану автор говорит, используя такое синтаксическое средство, как (Г)_________ (в предложениях 24, 26, 42)».
Список терминов:
1) фразеологизм
2) восклицательные предложения
3) антонимы
4) цитирование
5) диалектизм
6) ряды однородных членов предложения
7) диалог
8) олицетворение
9) синонимы
(Задание из Демоверсии ЕГЭ 2019; реального ЕГЭ 2018)
«Н.С. Лесков создаёт образ героя с помощью различных выразительных языковых средств. Автор предоставляет Селивану возможность высказаться, выразить своё представление о том, как следует поступать человеку. С этой целью писатель использует такую форму речи, как (А)_________ (предложения 18-23, 28-38). Чувства персонажей Н.С. Лескову помогают выразить синтаксическое средство – (Б)_________ (предложения 6, 36) и лексическое средство – (В)_________ (в предложении 13). О выражении благодарности по отношению к Селивану автор говорит, используя такое синтаксическое средство, как (Г)_________ (в предложениях 24, 26, 42)».
РЕШЕНИЕ:
Список терминов:
1) фразеологизм — лексическое средство
2) восклицательные предложения — синтаксическое средство
3) антонимы — лексическое средство
4) цитирование — приём
5) диалектизм — лексическое средство
6) ряды однородных членов предложения — синтаксическое средство
7) диалог — форма речи
8) олицетворение — троп
9) синонимы — лексическое средство
А – форма речи; в предложениях 18-23 и 28-38 представлен разговор двух героев, содержится их воспроизведенная прямая речь => (7) диалог
«(18)Тётушка сняла с шеи ключик, отперла её и воскликнула:
— Всё, всё как было!
— (19)Сохранно… — тихо молвил Селиван. — (20)Я всё бёг за вами… (21)Хотел догнать… (22)Простите, что сижу перед вами… (23)Задохнулся»
«— (28)Возьми то, что тебе дают, — сказал исправник.
— (29)За что? (30)Не надо!
— (31)За то, что ты честно сберёг и принёс забытые у тебя деньги.
— (32)А то как же? (33)Разве надо нечестно?
— (34)Ну, ты хороший человек… (35)Ты не подумал утаить чужое.
— (36)Утаить чужое!.. — (37)Селиван покачал головою. — (38)Мне не надо чужого»
Б – синтаксическое средство; в конце предложений 6, 36 стоят восклицательные знаки => (2) восклицательные предложения
«(6)Её, представьте себе, не было!»
«(36)Утаить чужое!..»
В – лексическое средство; в предложении 13 использовано устойчивое выражение «остановились как вкопанные», в нем нельзя заменить слова без потери смысла, а его суть можно выразить одним словом «неподвижно» => (1) фразеологизм
«(13)Все вскочили с мест и остановились как вкопанные»
Г – синтаксическое средство; в предложениях 24, 26 и 42 использованы слова одной части речи, которые соединены с помощью интонации/сочинительного союза И => (6) ряд однородных членов предложения
«(24)Отец первый подошёл к нему, обнял его и поцеловал в голову»
«(26)Тётушка вынула из шкатулки две сотенные бумажки и стала давать их ему в руки»
«(42)На обратном пути они опять заехали к нему и ещё привезли ему подарков: чаю, сахару и муки»