Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Для этого понадобились удача, кадры и ещё раз удача. Для этого понадобились упорство, безжалостный, рисковый расчёт Чинкова.
(О.М. Куваев)
Б) И дольше века длится день,
И не кончается объятье.
(Б.Л. Пастернак)
В) Над окошком месяц. Под окошком ветер.
(С.А. Есенин)
Г) Из дома позвонили… Из гаража, ребята.
(Е.В. Гришковец)
Д) Открой сомкнуты негой взоры.
(А.С. Пушкин)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) анафора
2) метонимия
3) антитеза
4) синтаксический параллелизм
5) гипербола
6) аллитерация
7) ассонанс
8) эпифора
9) парцелляция
Обратите внимание: составители экзамена сказали, что в одном предложении может встретиться сразу несколько средств выразительности, но одной цифре соответствует одна буква, так что нужно воспользоваться методом исключения. Итак, в А) есть и анафора, и синтаксический параллелизм, в Б) есть и анафора (слабо выражена), и синтаксический параллелизм, и гипербола, в пункте В) — синтаксический параллелизм и антитеза (очень слабо выражена), а в Г) — анафора (слабо выражена) и парцелляция. Соответственно, если проанализировать таким образом предложения, то удастся правильно сопоставить термины с примерами согласно условиям задания.
А-1. Анафора. Перед нами единоначатие: приведённые предложения начинаются одинаково – со слов «для этого понадобились».
Для этого понадобились удача, кадры и ещё раз удача. Для этого понадобились упорство, безжалостный, рисковый расчёт Чинкова.
Б-5. Гипербола. В предложенном фрагменте есть преувеличение: один день = 24 часа, он не может длиться век = 100 лет.
И дольше века длится день,
И не кончается объятье.
В-4. Синтаксический параллелизм. В соседних предложениях соблюдается одинаковая структура: они оба являются назывными, притом подлежащему предшествует обстоятельство места.
Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Г-9. Парцелляция. В данном случае происходит дробление единой мысли на несколько самостоятельных частей, графически выделенных как самостоятельные предложения.
Из дома позвонили… Из гаража, ребята.
Д-7. Ассонанс. В приведённом предложении прослеживается повторение гласных звуков [О]/[А].
Открой сомкнуты негой взоры.