Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Авторские задания» №5

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
 

1) Книжки она читала дома или в читальных залах библиотек или университетов.

2) На прошлой неделе в Москве снег и гололедица часто сменяли друг друга зато было солнечно.

3) Детей не интересовали сложные задачи и не привлекали спокойные игры в одиночестве.

4) Марина открыла шкатулку с украшениями и достала как недавно почищенное старинное колье так и серебряное кольцо.

5) Мы собрали фотографии и видеозаписи письма и карты и начали наше маленькое расследование.

Грамматическая основа

Союзы

Однородные члены предложения – 1-я группа

Однородные члены предложения – 2-я группа 

Общий второстепенный член предложения 

1) Книжки она читала дома или в читальных залах библиотек или университетов. — нет запятых (в предложении две группы однородных членов: «дома», «(в) читальных залах» соединены с помощью одиночного союза «ИЛИ» => запятая не ставится; однородные «библиотек», «университетов» соединены с помощью одиночного союза «ИЛИ» => запятая не ставится)

2) На прошлой неделе в Москве снег и гололедица часто сменяли друг друга, зато было солнечно. — одна запятая (перед нами две грамматические основы: «снег, гололедица сменяли друг друга», «было солнечно»; они соединены с помощью сочинительного противительного союза «ЗАТО» (сложносочинённое предложение) => разделяются запятой (обратите внимание: второстепенные члены предложения «на прошлой неделе» и «в Москве» хотя и относятся к обеим частям, но не влияют на знаки препинания, так как простые предложения в составе сложного связывает противительный союз); в предложении одна группа однородных членов: подлежащие «снег», «гололедица» соединены с помощью одиночного союза «И» => запятая не ставится)

3) Детей не интересовали сложные задачи и не привлекали спокойные игры в одиночестве. — нет запятых (в предложении две грамматические основы: «задачи не интересовали», «игры не привлекали»; они связаны сочинительным союзом «И»; есть общий второстепенный член предложения – «детей» (дополнение, которое относится к обеим частям ССП: сложные задачи не интересовали (кого?) детей, спокойные игры в одиночестве не привлекали (кого?) детей) => запятая не ставится)

4) Марина открыла шкатулку с украшениями и достала как недавно почищенное старинное колье, так и серебряное кольцо. — одна запятая (перед нами две группы однородных членов предложения: «колье», «кольцо» связаны при помощи двойного союза «КАК…, ТАК И…» => запятая ставится перед второй частью этого союза; сказуемые «открыла», «достала» соединены с помощью одиночного союза «И» => запятая не ставится; определения «недавно почищенное» и «старинное» являются неоднородными, поскольку распространённое определение («недавно почищенное») стоит перед одиночным («старинное») => запятая не ставится)

5) Мы собрали фотографии и видеозаписи, письма и карты и начали наше маленькое расследование. — одна запятая (перед нами две группы однородных членов предложения: сказуемые «собрали», «начали» соединены с помощью одиночного союза «И» => запятая не ставится; вторая группа – однородные «фотографии, видеозаписи», «письма, карты», однородные в каждой из пар дополнений соединены с помощью союзов «И» => при такой схеме запятая ставится между парами однородных (схема: О и О, О и О))

Ответ: 245
Оцените статью
Я решу все!