Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Авторские задания» №49

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Был невыносимо жаркий июльский день: солнце разгоралось на небе, как бы свирепея, парило и пекло неотступно, а воздух был весь пропитан душной пылью. (2)Я медленно передвигая ноги, вместе с моей собакой поднимался вдоль Колотовского оврага в направлении Притынного кабачка. (3)Вокруг раздавались голоса многих птиц: покрытые лоском грачи и вороны, разинув носы, жалобно глядели на проходящих, словно прося их участья; одни воробьи не горевали и, распуша перышки, еще яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам, дружно взлетали с пыльной дороги, серыми тучками носились над зелеными конопляниками. (4)Зато почти не попадались на глаза звери: ни зайцы, ни лисицы, обычно снующие в этих местах. (5)Жажда меня мучила. (6)Воды поблизости не достать: в Колотовке, как и во многих других степных деревнях, мужики, за неименьем ключей и колодцев, пьют какую-то жидкую грязцу из пруда… (7)Но кто же назовет это отвратительное пойло водою, даже на берегу оврага стояла табличка: «Купаться, рыбачить и набирать воду запрещено!» 

(По И.С. Тургеневу. Певцы)

(1)Был невыносимо жаркий июльский день: солнце разгоралось на небе, как бы свирепея, парило и пекло неотступно, а воздух был весь пропитан душной пылью. двоеточие в бессоюзном сложном предложении (перед нами три грамматические основы: «день был»; «солнце разгоралось, парило, пекло»; «воздух был пропитан»; первое и второе предложения соединены только интонацией (союзов нет); второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом (между частями БСП можно вставить союзы «ТАК КАК», «ПОТОМУ ЧТО») => по правилу ставится двоеточие)

(3)Вокруг раздавались голоса многих птиц: покрытые лоском грачи и вороны, разинув носы, жалобно глядели на проходящих, словно прося их участья; одни воробьи не горевали и, распуша перышки, еще яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам, дружно взлетали с пыльной дороги, серыми тучками носились над зелеными конопляниками. двоеточие в бессоюзном сложном предложении (перед нами три грамматические основы: «голоса раздавались»; «грачи, вороны глядели»; «воробьи не горевали, чирикали, дрались, взлетали, носились»; первое и второе предложения соединены только интонацией (союзов нет); второе предложение поясняет, раскрывает содержание первого => по правилу ставится двоеточие)

(4)Зато почти не попадались на глаза звери: ни зайцы, ни лисицы, обычно снующие в этих местах. двоеточие при однородных членах предложения («звери» – обобщающее слово, называющее родовое понятие, после которого перечисляются однородные члены («ни зайцы», «ни лисицы») => по правилу ставится двоеточие)

(6)Воды поблизости не достать: в Колотовке, как и во многих других степных деревнях, мужики, за неименьем ключей и колодцев, пьют какую-то жидкую грязцу из пруда… двоеточие в бессоюзном сложном предложении (перед нами две грамматические основы: «не достать»; «мужики пьют»; первое и второе предложения соединены только интонацией (союзов нет); второе предложение поясняет содержание первого => по правилу ставится двоеточие)

(7)Но кто же назовет это отвратительное пойло водою, даже на берегу оврага стояла табличка: «Купаться, рыбачить и набирать воду запрещено!» двоеточие при прямой речи (сначала идут слова автора, после которых по правилу ставится двоеточие, а затем – прямая речь, заключённая в кавычки; использована следующая схема: Слова автора: «Прямая речь!») 

1 – БСП

3 – БСП

4 – двоеточие при обобщающем слове и однородных членах предложения 

6 – БСП

7 – прямая речь

Ответ: 136
Оцените статью
Я решу все!