Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Авторские задания» №485

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Митраша выучился у отца делать бочонки, шайки, лоханки – деревянную посуду. (2)У него есть фуганок – ладило длиной больше чем в два его роста. (3)И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами. (4)При корове двум детям не было такой уж нужды, чтобы продавать на рынке деревянную посуду, но добрые люди просят, кому надо шайку на умывальник, кому – кадушечку солить огурцы или грибы, кому – посудинку с зубчиками, чтобы домашний цветок посадить. (5)Он сделает им – ему добром отплатят. (6)Настя – сестра Митрашки – была на два года постарше. (7)И это очень хорошо, а то бы он – единственный мужчина в семье – непременно зазнался и в дружбе у них не было бы, как теперь, прекрасного равенства. (8)Но иногда Митрашка, вздумая подражать отцу, пытается все-таки учить Настю жизни и злится, когда понимает, что она не слушает. (9)«И чего ты хорохоришься?» – спрашивает, улыбаясь, в такие моменты сестра.

(По М.М. Пришвину. Кладовая солнца)

(1)Митраша выучился у отца делать бочонки, шайки, лоханки – деревянную посуду. тире при однородных членах предложения («посуду» – обобщающее слово, обозначающее родовое понятие и стоящее после ряда однородных => по правилу перед ним ставится тире)

(2)У него есть фуганокладило длиной больше чем в два его роста. тире при приложении (грамматическая основа: «фуганок есть»; фуганок (а именно?) – ладило длиной больше чем в два его роста => происходит пояснение существительного («фуганок») другим существительным («ладило»))

(4)При корове двум детям не было такой уж нужды, чтобы продавать на рынке деревянную посуду, но добрые люди просят, кому надо шайку на умывальник, кому – кадушечку солить огурцы или грибы, кому – посудинку с зубчиками, чтобы домашний цветок посадить. — тире в неполном предложении (грамматические основы: «не было», «продавать»; «люди просят»; «надо»; «посадить»; сказуемое «надо», уже употреблённое ранее, было опущено в последующих частях предложения, но по контексту его можно восстановить: «…кому надо шайку на умывальник, кому НАДО кадушечку солить огурцы или грибы, кому НАДО посудинку с зубчиками…»)

(5)Он сделает им – ему добром отплатят. — тире в бессоюзном сложном предложении (перед нами две грамматические основы: «он сделает», «отплатят»; они соединены только интонацией (союзов нет) => по правилу между ними ставится тире)

(6)Настясестра Митрашкибыла на два года постарше. тире при приложении (грамматическая основа: «Настя была постарше»; Настя (а именно?) – сестра Митрашки => происходит пояснение существительного (имени собственного) («Настя») другим существительным («сестра»))

(7)И это очень хорошо, а то бы онединственный мужчина в семье – непременно зазнался и в дружбе у них не было бы, как теперь, прекрасного равенства. тире при приложении (грамматическая основа: «он зазнался»; он (а именно?) – единственный мужчина в семье => происходит пояснение местоимения («он») существительным («мужчина»))

(9)«И чего ты хорохоришься?» – спрашивает, улыбаясь, в такие моменты сестра. — тире при прямой речи (сначала идёт цитата, которая заключена в кавычки, а перед словами автора по правилу стоит тире; использована следующая схема: «Прямая речь?» – слова автора)

1 – тире при однородных членах

2 – приложение

4 – тире в неполном предложении

5 – БСП

6 – приложение

7 – приложение

9 – прямая речь

Ответ: 267
Оцените статью
Я решу все!