Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Казалось, будто ясные дни не наступят никогда: несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. (2)Был конец ноября – самое грустное время в деревне. (3)Ливень влиял не только на эмоциональное состояние – дороги размыло, гостей ожидать не приходилось. (4)Чтобы было не так тоскливо, вечерами мы затапливали печь. (5)Шумел огонь, багровые отсветы дрожали на бревенчатых стенах и на старой гравюре – портрете художника Брюллова. (6)Под треск дров пел свою нехитрую песню медный самовар-инвалид. (7)Как только его вносили в комнату, в ней сразу становилось уютно: стёкла запотевали, поэтому не было видно одинокой берёзовой ветки, день и ночь стучавшей в окно.
(По К.Г. Паустовскому. Прощание с летом)
(2)Был конец ноября – самое грустное время в деревне. — тире при приложении (грамматическая основа: «конец был»; конец ноября (а именно?) – самое грустное время в деревне => происходит пояснение существительного («конец») другим существительным («время»); важно! это не подлежащее со сказуемым, так как оно в предложении уже есть («был»))
(3)Ливень влиял не только на эмоциональное состояние – дороги размыло, гостей ожидать не приходилось. — тире в бессоюзном сложном предложении (перед нами три грамматические основы: «ливень влиял»; «размыло»; «ожидать не приходилось»; первая и вторая соединены только интонацией; во второй части содержится указание на вывод из того, о чём говорится в первой части => по правилу ставится тире)
(5)Шумел огонь, багровые отсветы дрожали на бревенчатых стенах и на старой гравюре – портрете художника Брюллова. — тире при приложении (грамматические основы: «огонь шумел»; «отсветы дрожали»); на гравюре (а именно?) – портрете художника Брюллова => происходит пояснение существительного («гравюра») другим существительным («портрет»); важно! это не подлежащее со сказуемым, так как слово «на гравюре» стоит в предложном падеже)
2 – приложение
3 – БСП
5 – приложение