Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Авторские задания» №41

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Об озере Сегден не пишут и громко не говорят: над всеми дорогами к нему висит знак запретный, простая немая чёрточка. (2)Она значит: ехать нельзя и лететь нельзя, идти нельзя и ползти нельзя. (3)Кружишь по лесу молчаливому, кружишь, ищешь, как просочиться к озеру, а спросить не у кого: напугали народ, никто в том лесу не бывает. (4)И только вслед глуховатому коровьему колокольчику проберёшься скотьей тропой в час полуденный, в день дождливый. (5)Едва блеснет хрустальная вода меж стволов, уже знаешь, что это местечко на земле излюбишь ты на весь свой век. (6)Смотришь вокруг, всё безупречно: и озеро, словно циркулем вырезанное, и небо, которое глядит в него, как в зеркало. (7)Сегден будто шепчет: «Подойди ближе», – и ты, несмотря на запрет, подходишь, увлекаемый неведомой силой. 

(По А.И. Солженицыну. Озеро Сегден)

(1)Об озере Сегден не пишут и громко не говорят: над всеми дорогами к нему висит знак запретный, простая немая чёрточка. двоеточие в бессоюзном сложном предложении (перед нами две грамматические основы: «не пишут, не говорят» (в данной ситуации перед нами не однородные сказуемые, а однородные неопределённо-личные предложения, но на постановку двоеточия это никак не влияет); «знак висит»; они соединены только интонацией (союзов нет); второе предложение поясняет, раскрывает содержание первого => по правилу ставится двоеточие)

(2)Она значит: ехать нельзя и лететь нельзя, идти нельзя и ползти нельзя. двоеточие в бессоюзном сложном предложении (перед нами две грамматические основы: «она значит»; «ехать нельзя, лететь нельзя, идти нельзя, ползти нельзя» (в данной ситуации перед нами не однородные сказуемые, а однородные безличные предложения, но на постановку двоеточия это никак не влияет); они соединены только интонацией (союзов нет); второе предложение поясняет, раскрывает содержание первого => по правилу ставится двоеточие) 

(3)Кружишь по лесу молчаливому, кружишь, ищешь, как просочиться к озеру, а спросить не у кого: напугали народ, никто в том лесу не бывает. двоеточие в бессоюзном сложном предложении (в этом предложении много грамматических основ, но нас интересуют две, которые стоят рядом с двоеточием: «спросить»; «напугали»; они соединены только интонацией (союзов нет); «спросить не у кого» — почему? — «напугали народ» (между частями БСП можно вставить союзы «ТАК КАК», «ПОТОМУ ЧТО») => по правилу ставится двоеточие)

(6)Смотришь вокруг, всё безупречно: и озеро, словно циркулем вырезанное, и небо, которое глядит в него, как в зеркало. двоеточие при однородных членах предложения («всё» – обобщающее слово, после которого перечисляются однородные члены («озеро», «небо») => по правилу ставится двоеточие)

(7)Сегден будто шепчет: «Подойди ближе», – и ты, несмотря на запрет, подходишь, увлекаемый неведомой силой. двоеточие при прямой речи (сначала идут слова автора, после которых по правилу ставится двоеточие, а затем – цитата, заключённая в кавычки; использована следующая схема: Слова автора: «Прямая речь», – слова автора) 

1 – БСП

2 – БСП

3 – БСП

6 – обобщающее слово и однородные члены предложения

7 – прямая речь

Ответ: 123
Оцените статью
Я решу все!