Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Авторские задания» №328

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Был конец зимы – санный путь испортился. (2)В глубоких ухабах, пробитых ломовыми, стояла вода, а в палисадничке – перед домом Наседкина – высокий сугроб снега осел, обрыхлел, сделался ноздреватым и покрылся сверху серым налетом. (3)В городском саду, на бульваре и возле домиков – везде, где среди голых верхушек торчали пустые гнезда, без умолку кричали и гомозились галки. (4)И все это: и птичья суета, и рыхлый снег, и печальный, задумчивый перезвон колоколов, и запах оттаивающей земли – все говорило о близости весны, все было полно грустного и сладостного, необъяснимого весеннего очарования. (5)На Дворянской Ивана Вианорыча обогнал десяток гимназистов – ребят разного возраста. (6)Сзади шагал долговязый молодой учитель в синих очках, с козлиной черной бородкой – он курил папиросу и смотрел открытым, дружеским взглядом, которым так славно смотрят весной очень молодые люди.

(По А. Куприну. Мирное житие)

(1)Был конец зимы – санный путь испортился. — тире в бессоюзном сложном предложении (перед нами две грамматические основы: «конец был»; «путь испортился»; они соединены только интонацией (союзов нет), притом вторая часть указывает на следствие из первой (можно превратить это предложение в СПП с союзом «ТАК ЧТО») => по правилу между ними ставится тире) 

(2)В глубоких ухабах, пробитых ломовыми, стояла вода, а в палисадничке – перед домом Наседкина – высокий сугроб снега осел, обрыхлел, сделался ноздреватым и покрылся сверху серым налетом. — тире при уточняющем члене предложения (в палисадничке (где именно?) – перед домом Наседкина; перед нами уточняющее обстоятельство места; не путать с приложением (приложение отвечает на вопросы «кто именно?»/«что именно?»))

(3)В городском саду, на бульваре и возле домиковвезде, где среди голых верхушек торчали пустые гнезда, без умолку кричали и гомозились галки. тире при однородных членах предложения («везде» – обобщающее слово, которое стоит после ряда однородных => по правилу перед ним ставится тире)

(4)И все это: и птичья суета, и рыхлый снег, и печальный, задумчивый перезвон колоколов, и запах оттаивающей земли – все говорило о близости весны, все было полно грустного и сладостного, необъяснимого весеннего очарования. тире при однородных членах предложения («все» – обобщающее слово, которое стоит после ряда однородных => по правилу перед ним ставится тире (обратите внимание, что перед рядом однородных членов также есть обобщающее слово «все»))

(5)На Дворянской Ивана Вианорыча обогнал десяток гимназистовребят разного возраста. тире при приложении (грамматическая основа: «десяток гимназистов обогнал»; (десяток) гимназистов (а именно?) – ребят разного возраста => происходит пояснение существительного («гимназистов») другим существительным («ребят»))

(6)Сзади шагал долговязый молодой учитель в синих очках, с козлиной черной бородкой – он курил папиросу и смотрел открытым, дружеским взглядом, которым так славно смотрят весной очень молодые люди. — тире в бессоюзном сложном предложении (перед нами три грамматические основы: «учитель шагал»; «он курил, смотрел»; «люди смотрят»; первые две из них соединены только интонацией (союзов нет) => по правилу между ними ставится тире) 

1 – БСП

2 – уточняющее обстоятельство места

3 – однородные члены предложения и обобщающее слово

4 – однородные члены предложения и обобщающее слово

5 – приложение

6 – БСП

Варианты правильных ответов:
  1. 16
  2. 61
  3. 34
  4. 43
Оцените статью
Я решу все!