Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Авторские задания» №3

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

А) Что ищет он в стране далекой?

     Что кинул он в краю родном?..

(М.Ю. Лермонтов «Парус») 

Б) Губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни.

(А.П. Чехов «Толстый и Тонкий»)

В) Зинаида держала себя очень строго, почти надменно, настоящей княжной.

(И.С. Тургенев «Первая любовь»)

Г) В моей душе лежит сокровище,

    И ключ поручен только мне!

(А. Блок «Незнакомка»)

Д) Лицо покрыла бледность гробовая…

(А. Пушкин «Полтава»)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА 

1) метафора

2) гипербола

3) градация

4) парцелляция

5) эпифора

6) синтаксический параллелизм

7) сравнение

8) риторическое обращение 

9) инверсия 

Обратите внимание: составители экзамена сказали, что в одном предложении может встретиться сразу несколько средств выразительности, но одной цифре соответствует одна буква, так что нужно воспользоваться методом исключения. Итак, в пунктах А), Г) и Д) есть инверсия, однако в А) более ярко выражено другое средство – синтаксический параллелизм, в Г) инверсия слабая, а в Д) нет других средств выразительности из списка. В пункте В) есть и сравнение («настоящей княжной»), выраженное творительным падежом, и градация, а в Б) – только сравнение. Соответственно, если проанализировать таким образом предложения, то удастся правильно сопоставить термины с примерами согласно условиям задания. 

А-6. Синтаксический параллелизм. В приведённых предложениях соблюдается одинаковая структура: они оба являются двусоставными, притом подлежащему предшествует сказуемое, а далее следуют обстоятельство места и определение. 

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Б-7. Сравнение. В этом предложении губы (их вид, цвет) сопоставляются с ягодами; также используется сравнительный союз «КАК»

Губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни.

В-3. Градация. В приведённом предложении слова и выражения расположены в порядке возрастания смысловой и эмоциональной значимости (поясняется, какой была девушка, притом с каждым разом происходит усиление признака). 

Зинаида держала себя очень строго, почти надменно, настоящей княжной.

Г-1. Метафора. Перед нами перенос значения по сходству: путь к душе человека, к её пониманию сравнивается с открытием сундука, в котором лежат ценности; притом не использованы сравнительные союзы. 

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Д-9. Инверсия. В предложении есть нарушение прямого порядка слов (в повествовательных предложениях подлежащее обычно предшествует сказуемому, а определение – главному слову): «Гробовая бледность покрыла лицо…»

Лицо покрыла бледность гробовая

Ответ: 67319
Оцените статью
Я решу все!