Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Авторские задания» №288

Словари, представившие и описавшие русскую синонимию, содержат неоценимый материал для изучения выразительных возможностей языка, его лексических богатств, стилистического многообразия. <…> успехи в создании синонимических словарей русского языка не исключают трудностей в теоретической разработке проблем лексической синонимии.

Само понятие синонимии получает у лингвистов разное истолкование. Лингвисты, стремящиеся дать исчерпывающее определение понятию «синоним», для выделения синонимов предлагают различные критерии. Одни считают обязательным критерием синонимичности слов обозначение ими одного и того же понятия. Другие исследователи берут за основу выделения синонимов их взаимозаменяемость. Третья точка зрения сводится к тому, что решающим условием синонимичности признаётся близость лексических значений слов (при этом в качестве критерия выдвигается: 1) близость или тождественность лексических значений; 2) только тождественность лексических значений; 3) близость, но не тождественность лексических значений).

На наш взгляд, важное условие синонимичности слов – их семантическая близость, а в особых условиях – тождество. В зависимости от степени семантической близости синонимичность слов может проявляться в большей или меньшей мере. Например, синонимичность слов «спешить – торопиться» выражена яснее, чем, скажем, слов «смеяться – хохотать – заливаться – закатываться – покатываться – хихикать – фыркать – прыскать», имеющих значительные смысловые и стилистические различия. Наиболее выраженный характер получает синонимия при смысловом тождестве слов (ср.: здесь – тут, языкознание – лингвистика).

(По И.Б. Голуб)

 (На основе Цыбулько-2022)


В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. 

1) МАТЕРИАЛ. обычно мн. Собрание документов по какому-н. вопросу. Папка для служебных материалов. Материалы следствия.

2) ПОНЯТИЕ. Логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимносвязанных признаков (научн.). Определение понятия. Понятие квадрата. Понятие прибавочной стоимости.

3) ВАЖНЫЙ. Имеющий особое значение, значительный. Важное сообщение.

4) СТЕПЕНЬ. Мера, сравнительная величина чего-н. С. подготовленности. С. загрязнения.

5) ХАРАКТЕР. Совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Сильный, волевой, твёрдый, смирный х. Выдержать х.

1) МАТЕРИАЛ. обычно мн. Собрание документов по какому-н. вопросу. Папка для служебных материалов. Материалы следствия. не подходит (в определении говорится о документах, а само слово в этом значении чаще используется во множественном числе, но в тексте слово стоит в единственном и имеет значение «источник, сведения, служащие основой для чего-нибудь» (материал для биографии писателя,  материал для наблюдений))

2) ПОНЯТИЕ. Логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимносвязанных признаков (научн.). Определение понятия. Понятие квадрата. Понятие прибавочной стоимости. подходит (пример из текста («обозначение … одного и того же понятия») и примеры из определения схожи; более того, в определении содержится пометка «научн.», и перед нами действительно текст, написанный в научном стиле)

​​​​​​​3) ВАЖНЫЙ. Имеющий особое значение, значительный. Важное сообщение. подходит (в тексте данное слово действительно характеризует условие, которое имеет особое значение)

​​​​​​​4) СТЕПЕНЬ. Мера, сравнительная величина чего-н. С. подготовленности. С. загрязнения. подходит («в зависимости от степени семантической близости» – так слово употребляется в тексте, значение «мера» идеально вписывается в этот контекст)

​​​​​​​5) ХАРАКТЕР. Совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Сильный, волевой, твёрдый, смирный х. Выдержать х. не подходит (в определении говорится о свойствах человека, но в тексте речь идёт не о характере человека, а о характере синонимии, то есть слово имеет значение «свойство, особенность, качество чего-нибудь»)

Ответ: 234
Оцените статью
Я решу все!