Задача к ЕГЭ по русскому языку на тему «Авторские задания» №106

Романтизм – идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII – первой половины XIX вв. Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения, утвердившийся в эпоху революционной ломки феодального общества, прежнего, казавшегося незыблемым миропорядка, романтизм (и как особый вид мировоззрения, и как художественное направление) стал одним из наиболее сложных и внутренне противоречивых явлений в истории культуры. Разочарование в идеалах Просвещения, в результатах Великой французской революции, отрицание утилитаризма современной действительности, принципов буржуазного практицизма, жертвой которых становилась человеческая индивидуальность, пессимистический взгляд на перспективы общественного развития, умонастроения «мировой скорби» сочетались в романтизме со стремлением к гармонии миропорядка, духовной целостности личности, с тяготением к «бесконечному», с поисками новых, абсолютных и безусловных идеалов.

Романтизм стал первым художественным направлением, в котором со всей определённостью проявилось осознание творческой личности как субъекта художественной деятельности. Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества. Придавая самому творческому акту решающее значение, разрушая препоны, сдерживавшие свободу художника, они смело уравнивали высокое и низменное, трагическое и комическое, обыденное и необычное. Романтизм захватил <…> сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, философию, эстетику, филологию и другие гуманитарные науки, пластические искусства. Но вместе с тем он не был уже тем универсальным стилем, каким был классицизм. В отличие от последнего романтизм почти не имел государственных форм своего выражения (поэтому он не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковую архитектуру, на зодчество малых форм и на направление так называемой псевдоготики). Будучи не столько стилем, сколько общественным художественным движением, романтизм открывал дорогу дальнейшему развитию искусства в XIX веке, проходившему не в форме всеобъемлющих стилей, а в виде отдельных течений и направлений.
 

(По А.П. Горкину)


Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова, выделенного во второй части текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной ста­тьи.

ФО́РМА, , жен.

1) Совокупность приёмов и изобразительных средств художественного произведения. Повествовательная ф. Ф. стиха.

2) В языкознании: материальное выражение грамматического значения. Формы слова. Формы словоизменения.

3) Способ существования содержания (во 2 знач.), неотделимый от него и служащий его выражением. Единство формы и содержания.

4) перен. Внешний вид, видимость (как нечто противоречащее внутреннему содержанию, действительности). Удобная ф. для прикрытия чего-н. По форме только правильно.

5) Установленный образец чего-н. Дать сведения по форме. Готовые лекарственные формы (готовые лекарства).

6) Приспособление для придания чему-н. тех или иных очертаний. Литейная ф. Ветчина в форме (спрессованная в таком приспособлении).

7) Одинаковая по покрою, цвету одежда (у военных, у служащих одного ведомства, учащихся). Офицерская ф. Парадная ф. Школьная ф.

1) Совокупность приёмов и изобразительных средств художественного произведения. Повествовательная ф. Ф. стиха. не подходит; использовано слишком узкое понятие, в тексте рассматриваются все виды искусства

2) В языкознании: материальное выражение грамматического значения. Формы слова. Формы словоизменения.  не подходит; автор не акцентирует внимание на лингвистическом аспекте вопроса, рассказывая о наружном виде предметов искусства

3) Способ существования содержания (во 2 знач.), неотделимый от него и служащий его выражением. Единство формы и содержания.  подходит; автор говорит именно о том, что романтизм никаким образом и способом не проявлялся на государственном уровне (не был должным образом воплощён в архитектуре, например)

4) перен. Внешний вид, видимость (как нечто противоречащее внутреннему содержанию, действительности). Удобная ф. для прикрытия чего-н. По форме только правильно. не подходит; автор не противопоставляет содержание работ романтизма их внешнему способу проявления

5) Установленный образец чего-н. Дать сведения по форме. Готовые лекарственные формы (готовые лекарства). не подходит; речь идет о готовых правилах/образцах, отклоняться от  которых нельзя, в то время как текст рассказывает о способе существования произведений искусства

6) Приспособление для придания чему-н. тех или иных очертаний. Литейная ф. Ветчина в форме (спрессованная в таком приспособлении). не подходит; в этом определении речь идет о создании предметов определенного внешнего вида с помощью уже готовых устройств, а в тексте говорится о произведениях искусства

7) Одинаковая по покрою, цвету одежда (у военных, у служащих одного ведомства, учащихся). Офицерская ф. Парадная ф. Школьная ф.  не подходит; в данном объяснении речь идет о дресс-коде, о котором ничего не говорится в тексте

Ответ: 3
Оцените статью
Я решу все!